С утра вы выходите на улицу и встречаете человека с «матюгальником», который орет об услугах какой-нибудь нотариальной конторы. Идете дальше — динамики, установленные на магазине, зазывают вас внутрь. Спускаетесь по эскалатору в метро и слушаете сообщение от автодилера. Звуковая реклама постоянно окружает, и многих из нас даже достает.
Летом прошлого года заксобрание Санкт-Петербурга решило, что такая реклама навязчива насколько, что нужно ее регламентировать. В июле 2016 года соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, и лишь сейчас депутаты решили им заняться – на 8 декабря намечено первое чтение.
Сыроват
Как рассказал «Шторму» член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (в этом комитете пылится питерское предложение) Игорь Торощин, правительство ранее дало негативное заключение на законопроект и, скорее всего, бумага не получит одобрения и профильного комитета (отзыв будет готов 5 декабря). В этом случае 8 декабря депутатам рекомендуют отклонить инициативу.
«Законопроект сырой. Авторы не уточняют понятие «звукоусиливающих устройств». Не конкретизировано понятие «территория жилой зоны». На такой территории могут быть торговые объекты и остаются непонятными их права на использование такой рекламы», — рассказал Торощин.
К питерскому законопроекту действительно возникает масса вопросов.
Документ допускает использование звукоусиливающих устройств для распространения рекламы с 10:00 до 20:00 в рабочие дни, и с 11:00 до 20:00 в нерабочие — праздничные и выходные дни. Другие часы — табу. Cо временем все понятно — неясно, что авторы проекта имеют в виду под «звукоусиливающими устройствами». Написано настолько пространно, что в такие устройства можно записать телевизоры, радио и компьютеры граждан.
Дальше законодатели из Северной столицы предложили запретить звуковую рекламу на «территориях жилых зон» в любое время. Что следует понимать под такими территориями? Спальные районы? Или жилой дом в центре города, окруженный офисами, — тоже территория жилой зоны? Если имеются в виду спальные районы, то как определять их границы?
Несмотря на очевидные недостатки, которые рассмотрели в Москве, автор проекта — питерский депутат Алексей Макаров считает, что тема звуковой рекламы по-прежнему актуальна и нуждается в законодательном регулировании.
«Цель законопроекта — избавить россиян от слишком громкой и навязчивой звуковой рекламы на улицах. И до тех пор, пока не будут внесены изменения в законодательство, мы не сможем защитить жителей от навязчивых громких объявлений. Особенное возмущение горожан вызывают ситуации, когда компании, транслирующие объявления, расположены непосредственно в их жилом доме. Люди вынуждены на протяжении всего дня слушать эти выкрики из динамика. Нередко голосовая реклама звучит возле офисов, отвлекая людей от их рабочих обязанностей. Поэтому проблема довольно серьезная, и именно написанный мною проект закона призван ее решить», — считает Макаров.
При этом депутат заксобрания Санкт-Петербурга заявил, что вопрос доработки законопроекта будет решаться после его рассмотрения Госдумой в декабре.
Если вы живете в каком-нибудь богом забытом районе, вроде московского Гольяново, то проблема звуковой рекламы вас, может, и не сильно касается. Но если ваша квартира или офис находится в самом центре города или на упичканной торговыми точками улице — звуковая реклама становится частью вашей жизни.
Осенью прошлого года более тысячи жителей Екатеринбурга подписали петицию с требованием убрать звуковую рекламу с центральных улиц города. Местные чиновники признали проблему и развели руками — законодательно никаких табу нет и сделать они ничего не могут.
О том, что на звуковую рекламу жалуются жители Санкт-Петербурга, рассказал Алексей Макаров.
Даже в таких небольших городах, как Миасс со 150-тысячным населением, возникали общественные волнения по поводу громкоговорителей, установленных на остановках и вещающих рекламу, которая бесила не только жителей близлежащих домов, но и ожидавших транспорт пассажиров.
Не обошла проблема и самый шумный из российских городов — Москву. Здесь шумит все: машины, поезда, вертолеты, реклама и так далее. Казалось бы, горожане уже привыкли к тому, что они живут в постоянном шуме, и на рекламу внимания не обращают. Но, как рассказал «Шторму» депутат Мосгордумы Олег Сорока, он получил и продолжает получать от жителей столицы массу жалоб на звуковую рекламу, и касается проблема далеко не одного Центрального административного округа.
«Это масса обращений от жителей районов Фили, Щукино, Хорошево-Мневники с просьбой о регулировании звуковой рекламы. Наверное, больше всего горожан волнует проблема промоутеров, которые ведут рекламные трансляции через громкоговорители возле входов в метро. Так что могу согласиться, что вопрос актуален, и буду рад, когда его законодательно урегулируют», — рассказал Сорока.
В январе прошлого года звуковая реклама привела к трагедии в районе Люблино. Одного из жителей района настолько достала девушка-промоутер с громкоговорителем, что, недолго думая, он решил выстрелить в нее из окна собственной квартиры. В итоге девушка скончалась.
О том, что проблема есть, говорят депутаты городских парламентов, жители мегаполисов и небольших городов. Признают ее и в Госдуме. Законопроект Макарова, может быть, сейчас и не примут, но, по словам депутата Госдумы Владимира Сысоева, необходимость в регулировании звуковой рекламы останется.
«В Европе агрессивная звуковая реклама не принята по умолчанию — это моветон. У нас же бизнес хочет продать как можно больше товаров и готов ради этого жертвовать комфортом тысяч граждан. И для здоровья потенциальных покупателей такой маркетинговый ход опасен. Ученые доказали, что продолжительность жизни напрямую зависит от громкости окружающей человека обстановки. Люди не могут постоянно находиться в атмосфере слишком громких разрозненных звуков — это снижает концентрацию внимания, мозговую активность, а слишком часто повторяющийся текст раздражает всех», — считает депутат Госдумы Владимир Сысоев.
Интересно в этой истории и то, что сами представители рекламного бизнеса признают низкую эффективность звуковой рекламы. Руководитель маркетингового агентства «Я.Реклама» Евгений Буянов отметил в разговоре со «Штормом», что человек на улице с громкоговорителем вряд ли приведет заказчику много новых клиентов. Да и звуковая реклама не является важным сегментом рынка для рекламных агентств.