St
Голубые дали
18+
История о том, как в маленьком селе Красноярского края появился священник-гомосексуалист Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Голубые дали

История о том, как в маленьком селе Красноярского края появился священник-гомосексуалист

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Пятница, июньский вечер. В селе Каратузское Красноярского края пасмурно и прохладно. Солнце прячется за плотным слоем облаков, навязчивый ветер гоняет по разбитым дорогам клубы пыли. 


Невысокая коротко стриженая женщина с черными волосами идет по селу и напевает что-то себе под нос. Кажется, она не замечает капризов погоды. У Ирины день задался: с работы пораньше отпустили, да еще и зарплату дали. А завтра суббота, а значит придут в гости дочери с внучатами. 


Ирина заходит на веранду, снимает обувь и привычным движением руки открывает дверь. 


— Саша, я дома, — кричит она с порога и уверенно проходит в комнату. 


В следующую секунду у Ирины темнеет в глазах. Увиденное кажется ей чем-то нереальным. Будто глупый сон или страшный розыгрыш. Муж Саша стоит перед ней абсолютно голый и беспомощно шарит по полу в поисках нижнего белья. Рядом с ним суетится, … нет, не любовница.  Любовник! В молодом мужчине Ирина узнает настоятеля местного храма отца Георгия Потылицына. 


Женщина не верит в реальность происходящего. Она вылетает из дома и держит курс на окраину села. Подальше от сотен глаз и ушей односельчан. На обратном пути Ирина понимает — ее жизнь больше смысла не имеет. С мужем жить она уже не сможет, а без него — не хочет. 


Александра дома не оказалось. Видимо, побежал искать супругу по селу. Тем лучше. Стакан воды и пузырек с таблетками оказались в руке Ирины. Женщина глотает белые шарики, как любимые конфеты. Еще чуть-чуть — и весь этот ужас исчезнет, и наступит желанное небытие. 


Ирина открывает глаза в больничной палате. На нее обеспокоенно смотрят Александр и два врача. Медики уже сделали промывание желудка и поставили женщине капельницу. Спасли, успели, вот только зачем… Ирина с отвращением смотрит на мужа. 


— Уйди, — говорит она супругу. Отворачивается к стенке и плачет. 


История восстановлена со слов жителей села Каратузское. 


***


Новость о нежных отношениях настоятеля Петропавловского храма Георгия Потылицына и чиновника местной администрации Александра Козина распространилась по селу Каратузское со скоростью света. Первоисточник уже никто не вспомнит. То ли соседка Ирины по больничной палате проболталась, то ли кто-то из друзей семьи нарушил обет молчания. 


До этого дня местный батюшка был замечен в другом пороке — беспробудном пьянстве. Продавцы местных сельпо радовались, когда заходил отец Георгий. Без бутылки хорошего коньяка он редко покидал магазин. 


Новый настоятель начал принимать на грудь почти с первого дня службы. Жительница села Елена Иванова, которая раньше трудилась продавцом в церковно-приходской лавке, вспоминает: проработав неделю, Георгий Потылицын поехал знакомиться с главой администрации Каратузского района Константином Тюниным. Обещал не задерживаться, но встреча затянулась.  


— Вернулся, сам на ногах не стоит. Мороз -25, а он в одной рясе без верхней одежды, ничего не соображает. Шарит в карманах, не может найти ключи, — вспоминает Елена.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Чем дальше служил отец Георгий, тем меньше скрывал свою любовь к выпивке. 


Апогей запоя случился 14 мая прошлого года. Тогда прихожане собрались на воскресную службу, но священник все не выходил к ним. Прошло полчаса, люди начали переглядываться, один из присутствующих решил ему позвонить. Отец Георгий ответил мужчине сонным голосом, и сообщил, что он «еще дома». Кто-то вызвался забрать блудного батюшку на машине и привезти в храм. Как только служитель церкви появился на пороге, все поняли — он еще не отошел после «вчерашнего».


— Заходит с глупой улыбкой, расхлябанный такой, — рассказала одна из прихожанок храма. 


Отец Георгий выворачивает карманы джинсов в поисках ключей, но не находит их. Прихожане везут священника домой за ключами, а богослужение откладывается еще на полчаса. 


Как рассказали прихожане, службу Георгий Потылицын тогда провел, но завершить ее достойно был уже не в состоянии.  Святой отец уехал домой и даже не извинился. Десятки людей остались стоять в недоумении.


***


31-летний Георгий Потылицын приехал в село Каратузское из города Минусинска в декабре 2016 года. Его назначили настоятелем Петропавловского храма, а предшественника — Виктора Пасечнюка — рядовым священником храма. 


Кадровая перестановка случилась по личному распоряжению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона. В Красноярской епархии объяснили — старого батюшку понизили в должности «ввиду многочисленных фактов ненадлежащего исполнения священником обязанностей настоятеля». 


Претензии к отцу Виктору расписаны на трех листах печатного текста.  Так, по мнению представителей епархии, священник не сотрудничал с властями, отказывался выступать на светских мероприятиях, не отпевал усопших, не восстанавливал храм, а также привел в запустение церковную территорию. 


Кандидатуру нового настоятеля утвердил лично митрополит. Новый батюшка был рукоположен в сан священника буквально за неделю до своего нового назначения. До этого Георгий Потылицын служил дьяконом Спасского собора в городе Минусинске и секретарем благочинного церквей Минусинского округа. 


У отца Виктора своя версия событий — все обвинения Красноярской епархии не соответствуют действительности. Настоящая причина его увольнения — протест против денежных поборов в церкви. Так, в декабре 2016 года отец Виктор не сдал 150 тысяч рублей на день рождения митрополита. А еще несколько лет назад не скинулся ему на подарок ко дню ангела.


После этого благочинный церквей Минусинского округа протоиерей Евгений Нещерет вызвал отца Виктора и сообщил, что снимает его с должности с благословения Его Высокопреосвященства. «Мне надоело за тебя сдавать деньги», — якобы сказал ему начальник.  

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Отец Евгений Нещерет все отрицает. Говорит: такого разговора не было и быть не могло. Виктор Пасечнюк оказался плохим руководителем, вот и получил по заслугам. Решение о его снятии принял лично митрополит Пантелеимон. 


О новом ставленнике митрополита Нещерет отзывается благосклонно. Отец Георгий — глубоко верующий, порядочный человек. Слухи о его нетрадиционной ориентации — происки недоброжелателей. 


Уволенный настоятель Петропавловского храма подал обвинительную жалобу в Епархиальный церковный суд Красноярской епархии на своего бывшего начальника — отца Евгения Нещерета и на отца Георгия Потылицына. Первого он обвинил в поборах и коррупции, второго — в недостойном поведении. 


Свое обращение он подкрепил большим обличительным текстом, который легко можно найти в интернете. Отец Виктор заявил, что суммы, которые ежегодно требуют начальники с Каратузского прихода, — астрономические и часть денег уходит в карман благочинному. «Его (Нещерета. — Примеч. «Шторма») личное состояние только умножается с каждым годом. Это и покупка дорогостоящего коттеджа в элитном районе Минусинска, и два внедорожника», — пишет священник.  


16 января этого года церковники собрались уже на третье заседание суда, но обсуждение прервали, когда увидели в коридоре Епархиального управления представителей СМИ. Заседание отложили до середины февраля. Секретарь суда заявил журналистам: «Все равно мои слова истолкуют неправильно».


*** 


С тех пор, как выяснилось, что новый священник — гей, многие прихожане перестали посещать Петропавловский храм. Жители не хотят причащаться и исповедоваться у батюшки-грешника. Часть прихожан теперь молится дома, часть — ездят в храм соседнего села Кочергино. 


Сейчас храм значительно опустел. Местные утверждают: еще год назад на богослужении была толпа народу, яблоку негде упасть. А теперь даже на воскресной службе — не более 30 человек. 


Когда по селу поползли слухи о нетрадиционных сексуальных предпочтениях батюшки, несколько прихожан из Каратузского приехали к митрополиту Пантелеимону. Владыке сообщили о незваных гостях, он вышел из кабинета и велел прихожанам возвращаться откуда прибыли, рассказала одна из прихожанок Петропавловского храма Вера Мизева-Зазулина. 


Сам Пантелеимон не подтвердил и не опроверг эту информацию. На момент выхода материала он так и не нашел время для общения с журналистами. 


Верующие из Каратузского писали обращения патриарху Кириллу и губернатору Красноярского края Александру Уссу с просьбой сменить сельского священника. Ответов они пока не получили.


В начале декабря прошлого года отчаявшиеся прихожане Петропавловского храма устроили пикет и потребовали отставки молодого священника Георгия Потылицына. Около 40 человек вышли к зданию районной администрации и стояли там больше часа. 


«Мы не в силах ездить в чужой монастырь! Требуем назначить достойного священника»; «Чем громче мы плачем, тем радостнее вам жить?»; «Мы не изгои и не раскольники — мы церковь» — такие надписи были на плакатах. Глава Каратузского сельсовета Александр Саар согласовал акцию протеста и поддержал недовольных граждан.  


— Люди имеют право быть услышанными, — говорил он представителям местных СМИ.  


Гомосексуализм и пьянство — не все претензии прихожан к священнику Георгию Потылицыну. Людям не нравится, что новый батюшка значительно изменил убранство храма и поставил богослужение в храме на коммерческие рельсы. Отец Георгий установил фиксированные цены на различные церковные таинства, прайс-лист он вывесил прямо у входа. 


— Не храм, а центр госуслуг, — возмущается одна из прихожанок.  

Фото: © Daily Storm/Вероника Воронцова
Фото: © Daily Storm/Вероника Воронцова

Так, по новым расценкам молебен стоит 30 рублей, панихида — 100 рублей, венчание — 2500 рублей, крещение — 1000 рублей.  


У Виктора Пасечнюка же фиксированных цен не было. Кто сколько может и захочет, столько и кидает в жертвенник. 


Я священник, а не коммерсант. Делать деньги не стремлюсь, говорил отец Виктор. 


***


Село Каратузское с населением в семь с половиной тысяч человек ничем не отличается от сотен подобных — ряды одноэтажных деревянных домов, несколько каменных, многоквартирных. Единственная достопримечательность — сам Петропавловский храм, построенный в середине XIX века. Производства в селе нет, не считая выпечки хлеба и обработки зерна. Большинство людей трудятся в бюджетной сфере или открывают свой бизнес. Средняя зарплата в селе — 15 тысяч рублей, пенсия — 10-12 тысяч. 

В череде монотонных будней поход на службу в церковь для многих селян был значительным событием. Люди собирались семьями, брали детей, знакомились, общались. Около 100 прихожан вместе с батюшкой Виктором Пасечнюком и его супругой были как одна семья. 


45-летний батюшка прослужил настоятелем этого храма более 20 лет и вместе с прихожанами восстановил его почти с нуля — в советское время в здании церкви был кинотеатр. 


Виктор Пасечнюк — стройный человек внушительного роста с длинной бородой и смиренным взглядом. На предложение встретиться в кафе реагирует растерянно: 


— Да что вы, я никогда в жизни там не был.

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Прихожане говорят: отец Виктор — не любитель праздного веселья. Алкоголь почти не употребляет, светские праздники не жалует. Зато всегда готов выслушать страждущих. 


Среди прихожан есть люди, которых отец Виктор Пасечнюк буквально вытащил из петли. Когда жизнь шла под откос, он находил нужные слова, утешал. 


***


С тех пор как все село узнало, что ее муж — голубой, Ирину Козину будто подменили. Из веселой хохотушки она превратилась в мрачную особу. 


— У нее много друзей раньше было, даже с пафосом такая была бабенка. Сейчас в тень ушла, закрылась, — сказала одна из жительниц села. 


Журналистов супруги Козины не пускают на порог: кричат, скандалят, обвиняют во всех смертных грехах.   


— Оставьте в покое нашу семью, у нас дети, внуки, — голосят муж с женой на камеру. 

Супруги живут скромно — занимают одну из квартир в деревянном доме на трех хозяев. Маленький двор, недорогой тюль на окнах, дешевые обои «под кирпич». Но творческую натуру хозяина не спрятать и не скрыть. На фасаде дома у окна прикреплена елка из белого пластика и светящаяся звезда. Оконные рамы выкрашены в голубой цвет.

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

На самом деле жители села Каратузское давно подозревали, что сексуальная ориентация Александра Козина — нетрадиционная. 


— Сколько его помню, никогда с мужиками за столом не сидел. Не общался, как мужик с мужиками, — вспоминает житель Каратузского Александр. 


— Все хихикает, жеманничает, такой манерный, — утверждает жительница села Валентина Павловна.  


Но больше всего пикантных слухов породила вторая работа Александра Козина. 


Много лет подряд он совмещал три должности — начальника отдела культуры, молодежной политики, физкультуры, спорта и туризма администрации Каратузского района, руководителя местного исполкома партии «Единая Россия» и организатора и ведущего частных праздников. 

Александр Козин
Александр Козин Фото: © личный архив героев публикации

Последнее у него получалось особенно успешно. Александр умел развлечь гостей — громкий поставленный голос, искрометный юмор и любовь к переодеваниям. Его приглашали на свадьбы, юбилеи, корпоративы. Гвоздем программы был танец Козина под песни Верки Сердючки в светлых женских трусах и красном бюстгальтере. В конце пляски артист обычно запрыгивал на колени к гостям мужского пола. 


— Особенно любил мужчин восточной внешности, — вспоминает сельский таксист, который однажды был на свадьбе с участием единоросса-балагура.


Пару лет назад на одном из праздников Александр Козин переиграл. Начал тыкать в одного из гостей морковкой. Мужчине это не понравилось, он накинулся на артиста и попытался его избить. 


— С тех пор его перестали звать, люди поняли, что это уже перебор, сплошная порнография, — рассказывает жительница села Валентина Павловна. 

***


14-летний сын Сергей охотно помогает Людмиле Рузановой по хозяйству. Огород вскопать — без проблем, посуду помыть ледяной водой — легко, сходить за продуктами в магазин — уже бегу. Так и сегодня. Затеяла мама блины, ну как без молока? «Сходи сынок, будь добр!» 


Сергей расслабленно шагает по летнему Каратузскому, в руке он несет эмалированный бидон. Почти пришел. На соседней улице живет женщина, которая держит корову. Он нащупывает в кармане деньги, выданные матерью, — на месте. 


Внезапно путь мальчику преграждает высокий парень с ножом в руках. Незнакомец набрасывается на Сергея посреди улицы и начинает кромсать его острым лезвием. Паренек истекает кровью и безжизненно падает за землю. 


Людмила слышит крики на улице, выбегает из дома и бросается к сыну. Зеваки оттаскивают женщину от истекающего кровью ребенка, кто-то наливает ей воду в стакан и заставляет выпить. «Отвернись, не смотри», — советуют ей. 


Тело Сергея Рузанова забрали в морг. Судмедэксперты насчитали на нем 30 колотых ран. Оказалось, убийца просто перепутал парня с другим человеком. Напился, разозлился, взял в руки нож и пошел мстить. 


Прошло 11 лет. Душевная рана Людмилы начала затягиваться. Пережить горе помогло рождение еще одного сына. Малыш Андрюша окончательно избавил родителей от мрачных мыслей. Веселый и общительный, мальчик заливисто смеялся и бегал за мамой хвостом. 


Когда сыну было два года, Людмила с мужем затеяли в квартире ремонт, а его самого отправили пожить у бабушки. Как-то утром пожилая женщина отвлеклась, а мальчик залез к ней в аптечку и выпил несколько сильнодействующих таблеток. Думал, витаминки, перепутал. 


Вечером Андрюша подозрительно рано попросился спать. Мама с бабушкой насторожились — обычно не уложишь, а тут такое. Выключили свет, пожелали спокойной ночи. Когда утром Людмила не смогла добудиться сына, стало понятно — с ребенком беда. 


Вызвали скорую помощь, прибывшие медики отвезли малыша в больницу. Врачи осмотрели Андрюшу и вынесли вердикт — слишком поздно, мальчик умирает. Сильные бабушкины таблетки вызвали необратимые изменения в организме ребенка. К утру мальчика не стало. 


Людмила похоронила второго сына. Жизнь потеряла для нее всякий смысл. За что такие испытания? Два ее мальчика, два любимых сына, оба лежат в земле…


Убитая горем мать как-то шла мимо сельской церкви и ... решила зайти в нее. Сама от себя не ожидала! Коммунистка, убежденная атеистка, а стоит среди икон. Но ноги сами принесли. Навстречу Людмиле вышел отец Виктор Пасечнюк. Он спросил плачущую женщину, что случилось. Завязался разговор. Людмила Рузанова вспоминает: сразу почувствовала доверие к этому человеку. Почему-то захотелось рассказать о своей беде незнакомцу в рясе. Она изливала батюшке душу, а он слушал и утешал. 

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

— Я только благодаря отцу Виктору тогда жива осталась… — вспоминает женщина со слезами на глазах. 


Она на всю жизнь запомнит мудрые слова батюшки.


— А вдруг Господь, забрав его, уберег тем самым от какого страшного греха. Бог мудр, — сказал священник.  


После этого разговора Людмила Рузанова зачастила в сельскую церковь: приходила на воскресную службу, а среди недели забегала поставить свечки за упокой. Женщина заметила — в храме ей всегда становилось легче. Она обретала спокойствие и умиротворение. Но сейчас Людмила перестала ходить в церковь. Говорит, что отец Георгий ей неприятен. 

***


Георгий Потылицын не признается ни в содомии, ни в пьянстве, ни в стяжательстве. Встречает с улыбкой, радушно приглашает осмотреть храм, волнение умело скрывает. 


— Это слухи, я женатый человек, у меня годовалый сын, — уверенно говорит священник на камеру. 


Отец Георгий утверждает: с Александром Козиным у него прекрасные дружеские отношения. Ни о какой телесной связи речи идти не может. 


— Отец Виктор был плохим организатором и управленцем, — так характеризует молодой батюшка своего предшественника. 

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Священник перечисляет основные ошибки, допущенные Виктором Пасечнюком. Больше всего Потылицын недоволен, что священник так и не смог восстановить вторую половину храма. Церковь разделена на две части, в одной проходят службы, другая — нуждается в ремонте. 


— За 20 лет мог бы восстановить храм полностью, — говорит он.


Новый настоятель утверждает: в ближайшие пару лет он исправит ошибки отца Виктора — восстановит церковь и благоустроит двор. Поправить финансовое положение помогут новые расценки и щедрые пожертвования. 


***


Минусинск, 2013 год. 18-летний смуглый парень стучится в дверь частного деревянного дома. Ему открывает щуплый молодой человек с бородкой. 


— Привет, Гоша. Можно?


— Заходи, будь как дома. 


Молодой дьякон Спасского собора Георгий Потылицын знает студента профессионального училища №82 Александра Оглы уже несколько месяцев. Приехал как-то Саша к друзьям в Минусинск, зашел в местный храм, разговорился с дьячком. Так и познакомились. 

Александр Оглы
Александр Оглы Фото: © соцсети

Сегодня новый друг зовет парня в гости. 


— Жена уехала, никто не помешает, пообщаемся. 


Саша проходит в кухню и садится за большой стол. Георгий ставит перед молодым человеком бутылку коньяка и две стопки, нарезает колбасу на закуску. 


— Нет, Гоша, я не пью, — честно признается парень. 


— А вино? — с надеждой спрашивает хозяин. 


— Давай, только чуть-чуть, — уступает гость. 


Хмельной напиток ударяет в голову. Саша рассказывает священнослужителю историю своей жизни. Как в младенчестве его бросила мать-цыганка, как он вырос в детдоме и спал на жесткой кровати. Сначала Георгий кивает с участливым лицом, но через пару минут резко меняет тему разговора. Священнослужитель рассказывает о недавней поездке в Европу и друзьях-гомосексуалистах, живущих там. Говорит: секс между мужчинами — это здорово, стоит попробовать. 


Саша теряется, волнуется, но слушает. 


— Давай я тебе минет сделаю, — как гром среди ясного неба предлагает дьячок.


От неожиданности Саша теряет дар речи и смотрит на собеседника ошалелыми глазами. Сорваться с места и бежать или набить наглому Гоше лицо — вот в чем вопрос. 


— А в попу дашь? — развивает пикантную тему хозяин дома. 


В этот момент Саша срывается с места, выбегает в коридор, быстро надевает кроссовки.


— Я девочек люблю, я не такой, — объясняет паренек и покидает дом. 


История записана со слов Александра Оглы


***


Сейчас Саше Оглы 23 года, он работает в Каратузском ди-джеем на местных праздниках.

Молодой человек заливисто смеется, вспоминая случай пятилетней давности. 


— Вы опять про Гошу? Да надоел (в оригинале нелитературное слово. — Примеч. «Шторма») этот Гоша! Жаль, тогда с пацанами не двинули ему. 


Глава Каратузского района Константин Тюнин оценивает ситуацию вокруг церкви с осторожностью. Мол, судить о деяниях отца Георгия он не в праве, пусть церковный суд разбирается. Но мнение о новом священника все же высказывает. 


— В плане просветительской работы отец Георгий делает больше, предыдущий на контакт не шел, — замечает глава района.


О нетрадиционной сексуальной ориентации своего подчиненного Александра Козина глава района слышит впервые. Александр не гей, утверждает чиновник, а примерный семьянин.

Фото: © Daily Storm/Илья Челноков
Фото: © Daily Storm/Илья Челноков

Глава Каратузского сельсовета Александр Саар не комментирует сексуальный скандал совсем. От журналистов убегает, как черт от ладана. 


— Меня опять в ФСБ будут вызывать, — напоследок бросает Саар и уезжает на белом лексусе в морозную даль. 


Пока светские чиновники молчат, а церковные разбираются, Виктор Пасечнюк готовится к худшему. 


— Я, думаю, сана меня лишат, это лишь вопрос времени. Мое руководство не прощает открытых протестов, — предполагает опальный батюшка.


Отец Виктор готовится покинуть село, уже ставшее ему родным. В этом году его сын закончит 11-й класс, и семья Пасечнюк, скорее всего, переедет в Красноярск. Но отец Виктор не унывает, пишет религиозные книги и иконы. Был бы человек, а работа найдется — на все воля Божия. 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...