St
Для любителей ЗОЖ. Когда в магазинах появятся по-настоящему «экологически чистые продукты»?
Закон «Об органической продукции»: сколько времени займет сертификация, когда заработает единый реестр и кто выдает разрешения Коллаж: © Dayily Storm

Для любителей ЗОЖ. Когда в магазинах появятся по-настоящему «экологически чистые продукты»?

Закон «Об органической продукции»: сколько времени займет сертификация, когда заработает единый реестр и кто выдает разрешения

Коллаж: © Dayily Storm

Один из новых законов, вступивших в силу 1 января 2020 года, будет полностью регулировать органическую продукцию и ее производителей. Отрасль, которая уже достаточно долго существует в России, до сих пор никак не была оформлена законодательно и не имела даже своего знака отличия. Теперь производители органики будут существовать в нормативном поле, обретут свое место в Едином государственном реестре, а вся продукция получит специальную маркировку. К самому закону вопросов у экспертов и участников рынка нет, чего не скажешь о сроках. Те короткие временные рамки, в которые он был реализован, не позволил производителям пройти сертификацию к моменту вступления закона в силу. 



Основной проблемой органической продукции в России всегда была полная неопределенность в понятиях. Органика — это то, что было выращено без удобрений? Или же это продукция без ГМО? Или и то и другое?


Из-за отсутствия каких-либо определений, закрепленных законом, производители маркировали продукцию по своему разумению: «эко», «био», «органик» и другими близкими понятиями. Но основная проблема заключалась даже не в этих приставках, а в том, что в большинстве случаев такая продукция не имела ничего общего с органикой. Чаще всего такая маркировка была всего лишь маркетинговым ходом.


Новый закон должен полностью решить эту проблему, разъяснив, что можно считать экологически чистым продуктом и как сделать так, чтобы он абсолютно легально занял место на специальной полке в магазине. Покупателю тоже станет легче понять, что перед ним именно органическая продукция, — в этом поможет официальный знак. Согласно закону, он должен выглядеть как белый лист дерева на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице и латинице.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

Одна из центральных статей документа — обязательная сертификация производителей органики. Именно она дает право на то, чтобы конечный продукт получил ту самую надпись. Если окажется, что несертифицированный изготовитель самовольно разместил на упаковке официальный знак, то он должен быть привлечен к ответственности.


Чтобы «легализоваться», производителям нужно будет обратиться к одной из трех организаций, которым Росаккредитация выдала специальное разрешение на соответствующую сертификацию. Сейчас это филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области, АНО «Роскачество» и ООО «Органик эксперт». Все они получили это право в конце 2019 года.


После прохождения официальной процедуры производитель попадает в Единый государственный реестр, который должен быть опубликован на сайте Минсельхоза. 


По предварительным оценкам, ежегодная сертификация обойдется компаниям примерно в 300 тысяч рублей. При этом Роскачество установило минимальные тарифы на свои услуги, ниже, чем у любого международного органа. Более того, в ряде субъектов Федерации сельхозпроизводителям уже доступна система субсидирования расходов на такую сертификацию.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

Когда все реально заработает


Несмотря на то что ряд производителей подготовились к процессу сертификации заранее, успеть к моменту вступления закона в силу не получилось. 


«Проблема в том, что сертификаторы, которые могли бы в полном объеме сертифицировать продукцию, заработали только 4 декабря. Это когда ООО «Органик эксперт» был восстановлен в правах. Тот же филиал по Воронежской области ФГБУ «Россельхозцентр» — он может делать только растениеводство и не может выдавать сертификаты на конечную продукцию. Несмотря на то что он начал работать на месяц раньше, формально не может сертифицировать продукцию, которая попадет в магазин. Роскачество же получило аккредитацию только 18 декабря», — комментирует исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.


При этом почти двум десяткам фирм все же удалось сертифицироваться.


«У «Органик эксперт» был целый ряд компаний, с которыми они работали в рамках Системы добровольной сертификации (СДС), до того как их аккредитация была приостановлена. Поэтому те фирмы, которые сотрудничали с ними летом, чисто технически перешли из ранга сертифицированных в рамках СДС Национального органического союза в ранг компаний, сертифицированных в рамках законодательства. На 1 января 2020 года таких организаций было 19», — рассказывает Мироненко.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

Правда, даже им попасть в Единый государственный реестр пока не получается. Все потому, что он все еще находится на этапе технической доработки. Олег Мироненко считает, что по факту система заработает только к концу января:


«Примерно дня через три-четыре его первая версия должна появиться на сайте Минсельхоза. Личные кабинеты компаний-сертификаторов появятся только на следующей неделе. То есть реестр в реальной его форме мы увидим только ближе к концу января. Он еще будет дорабатываться, туда будут вноситься данные и так далее. И это все не потому, что он плохой, а просто еще технически не отлажен».


По закону фирмы могут нанести на свою упаковку графический знак только после появления в реестре. Дополнительно к этому они получат QR-коды — это то, благодаря чему потребитель сможет считать информацию. Но дальше перед производителями встает вопрос соответствующей доработки упаковки. 


«Предположим, это получится быстро и они сдадут все в печать уже 1 февраля. Компании поменьше смогут получить готовый продукт уже к концу февраля и начать упаковывать. Те, у кого большие объемы, например «ЭкоНива», — уже в марте, и это по оптимистичным прогнозам. Если говорить о реальных сроках — то апрель-май», — отмечает Мироненко. 


Правда, основная проблема — не в упаковке, а в погоде, ведь сертификация должна проводиться в тот момент, когда на почве нет снежного покрова, чтобы правильно произвести необходимые анализы. И если в Москве снега почти нет, то в Сибири он уже лежит.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Именно поэтому многие компании технически выйдут на сертификацию только в мае. Да, 19 компаний уже «легализованы», но у нас их 102. Сейчас заявки подали порядка 50 фирм. Чуть проще дело обстоит с переработчиками — их можно и зимой сертифицировать», — объясняет Мироненко.


Но даже после того как процесс сертификации начнется, до попадания компании в реестр пройдет еще месяц-два. И даже при наличии европейских сертификатов перейти на российские они смогут только ближе к середине лета.


«По этой причине мы и говорили: мол, пускай закон вступает в силу, но давайте отрабатывать еще год всю систему, связанную с сертификацией и реестром. В конце ноября мы писали письмо заместителю председателя правительства по вопросам Агропромышленного комплекса Гордееву с просьбой отсрочить систему проверки. Это не вопрос приостановки закона — с ним все в порядке. Вопрос в том, что мы просто технически сейчас не можем выполнить целый ряд пунктов закона, потому что инфраструктурно еще не все готово», — рассказывает Мироненко. 


Национальный органический союз предлагает дать возможность производителям продавать продукцию с евросертификацией и в течение года спокойно перейти на соответствие российскому законодательству. 


Фото: © pixabay.com
Фото: © pixabay.com

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...