Главной звездой уходящего года стал китайский TikTok, уступивший только WhatsApp в сводном рейтинге App Store и Google Play. Facebook и Instagram остались в топ-5, но оказались в центре скандалов. Первый терял пользовательские данные, а второй решил оставить юзеров без лайков под постами. FaceApp хоть и утратил летнюю популярность, зато сумел заинтересовать ФБР... как угроза выборам в США. Российские соцсети заканчивают год без скандалов и потрясений: «ВКонтакте» запустила приложение для знакомств и тематические ленты, «Одноклассники» — маркетплейс для заказчиков и исполнителей.
Доминирование TikTok
Если бы у соцсетей был свой «Оскар», то в 2019 году он совершенно точно ушел бы китайской платформе TikTok. Первый и третий квартал остались за модной соцсетью по числе скачиваний приложений в App Store, во втором TikTok немного уступил YouTube — и то только за счет показателей по iPad. По четвертому кварталу в App Store окончательные итоги еще не подведены, но в октябре китайцы снова стали лучшими, а в ноябре неожиданно проиграли приложению Disney+.
В Google Play платформа стабильно идет следом за WhatsApp. Уступает TikTok мессенджеру и по суммарному количеству скачиваний в обоих магазинах приложений.
Активная аудитория TikTok составляет практически 800 миллионов пользователей, и за 2019 год эта соцсеть перестала восприниматься как «что-то странное для подростков».
Под конец уходящего года создатели платформы решили пойти дальше и объявили о запуске нового музыкального сервиса Resso. По задумке, он должен серьезно потеснить Apple Music и Spotify, особенно в тех регионах, где у этих гигантов нет большой аудитории.
Бан за баклажан
Facebook и принадлежащий ему Instagram — все так же в топ-5 самых скачиваемых приложений по всему миру.
Правда, в 2019 году вокруг обеих соцсетей происходило много неоднозначных событий.
Facebook никак не мог справиться с проблемой крупных утечек пользовательских данных в открытый доступ. За это он впервые поплатился крупным штрафом в пять миллиардов долларов — это около 9% от выручки платформы за 2018 год.
Также по договору с Федеральной торговой комиссией США Facebook обязан пересмотреть политику и процедуры в части персональных сведений. Для этого Марк Цукерберг создал новый департамент и бросил лучшие силы на разработку новых технологий по обращению с данными. Отчасти из-за этого, по признанию Цукерберга, в 2019 году ничего принципиально нового соцсеть не создала.
Более того, за первой скандальной историей последовала еще одна: из Facebook утекло 400 миллионов телефонных номеров пользователей. Все они хранились на незащищенных серверах и стали достоянием общественности.
Конец года ознаменовался для соцсети и вовсе курьезной историей: данные 29 тысяч сотрудников компании были похищены старым дедовским способом: жесткие диски с информацией украли из автомобиля одного из представителей Facebook. Данные на устройствах, конечно же, не были зашифрованы, а сотрудник якобы не знал, что такое из офиса выносить нельзя.
В отличие от материнской компании, у Instagram была возможность заняться полезными разработками и запустить новый мессенджер Threads. Он полноценно заработал только в начале октября.
Учитывая, что у одного только Facebook есть WhatsApp и Messenger, а в Instagram и так встроен «Директ» — появление еще одного приложения в этом ряду вызвало у пользователей много вопросов. Разработчики объяснили идею тем, что Threads позволяют общаться с подписчиками только из списка «близких друзей», отправлять им сторис буквально в два клика и создавать групповые чаты.
За почти три месяца существования мессенджера вокруг него пока не выросло никаких инфоповодов, как и не произошло ничего сверхъестественного с точки зрения популярности. В App Store у приложения рейтинг составляет 2,8 балла, в Google Play — 3,9. Это не самый объективный показатель, но и официальной статистики по новому продукту пока нет.
Совсем другое дело — нашумевшая история с сокрытием лайков. Те, кто зарабатывает за счет рекламы в Instagram, посчитали, что соцсеть поступает эгоистично и нечестно по отношению к инфлюенсерам, лишая их в перспективе заработка. Ведь количество лайков равно уровню интереса со стороны рекламодателей.
Обиженные пользователи уверены: Instagram не нравится, что поток денег идет мимо его кармана. Соцсеть же оправдывается тем, что сердечки — это все пустое и отвлекает от созерцания фотографий друзей.
Сейчас Instagram не показывает счетчик лайков уже по всему миру, но действительно ли это так сильно ударит по блогерам и инфлюенсерам — еще предстоит выяснить.
Вместе с сердечками платформа решила скрывать и нежелательные комментарии. Но если отсеивание сообщений, которые представляют собой травлю, воспринимаются как само собой разумеющееся, то цензура отдельных эмодзи показалась пользователям несколько странной.
С конца лета Instagram и Facebook начали банить за использование изначально безобидных персиков, баклажанов и капель воды в сексуальном контексте. Соцсети проанализировали происходящее в комментариях под постами и на основании этого дополнили уже существующие дисциплинарные статьи соответствующими эмодзи.
Более того, вообще все эмодзи оказались вне закона с точки зрения их использования для прикрытия обнаженных частей тела на фото. Никаких больше хот-догов и сердечек на интересных местах.
FaceApp — июльское безумие
В июле 2019 года большинство обитателей интернета кинулись смотреть, как они будут выглядеть в старости. В этом им помогло приложение FaceApp от российского разработчика Wireless Lab. Рядовые пользователи и знаменитости из самых разных сфер активно делились результатами в социальных сетях, да так, что в один момент буквально все пространство оказалось заполнено фотографиями «пожилых» людей.
Массовая истерия по FaceApp продлилась недолго, но это не помешало разработчикам получить более одного миллиона долларов только за первые 10 дней масштабного использования. Это же позволило приложению стать шестым по скачиваниям в третьем квартале.
Сейчас FaceApp держится на 14-м месте по количеству скачиваний, а ФБР рассматривает его как потенциальную угрозу для будущих выборов в США.
Российские соцсети — без потрясений
У российских социальных сетей год выдался спокойным — без крупных скандалов или глобальных изменений, но и не без новшеств.
«ВКонтакте» решила наводить мосты между людьми не только с помощью себя как соцсети, но и посредством собственного приложения для знакомств Lovina, которое заработало в сентябре.
Принцип работы приложения так же прост, как и у других подобных платформ: свайп влево или вправо — и дальнейшее общение при взаимном интересе. Но помимо традиционного текстового чата в Lovina есть еще и видеозвонки, которые предполагают общение со случайным собеседником. Несмотря на ограничение по времени, разговор можно продолжить, если все удачно совпало.
Официальных показателей по новому сервису пока нет, но сейчас в App Store и Google Play у сервиса не самый высокий рейтинг: 3,7 и 2,5. Пользователи отмечают, что Lovina пока еще сыровата и требует доработки.
Внутри самой соцсети появились две новые фичи: «воспоминания» и тематические ленты.
Первая работает по принципу «в этот день N лет назад», когда пользователь может посмотреть, что он постил в этот день в том или ином году. Концепция не новая — данный раздел уже длительное время существует на Facebook.
Что касается тематических лент, то это совсем свежее дополнение, которое предполагает появление в разделе «Рекомендации» записи по конкретным темам: туризм, фото, наука, кино, музыка, игры, IT, стиль, юмор, арты и спорт. Причем отбор проходит как с помощью нейросетей, так и самих пользователей — участников VK Talents и других.
Еще одно нововведение «ВКонтакте» отложила на 2020 год — это дизлайки под комментариями пользователей. Соцсеть считает, что это оправданный шаг: пользователь может выразить несогласие с автором, не вступая с ним в затяжную дискуссию.
«Одноклассники» в свою очередь решили развивать бизнес-составляющую соцсети и сделали собственный маркетплейс для заказчиков и исполнителей по примеру привычных многим YouDo или Profi. Отличие в том, что на сервисе нельзя создавать задание, чтобы на него откликались желающие. Выбрать получится только из существующего списка.
Когда Instagram начал тестировать отключение лайков, Daily Storm решил подыскать альтернативные варианты заработка для тех, кто решится уйти от алчной соцсети. Одним из них стала российская платформа Boosty.to, которая начала работать в мае 2019 года.
В пресс-службе Mail.Ru Group отметили, что прошло еще слишком мало времени, с тех пор как Instagram начал массово скрывать счетчики лайков (и еще не у всех), чтобы судить о том, дало ли это какой-либо эффект с точки зрения роста аудитории. Тем не менее в Boosty.to за неполный год уже устоялись определенные тенденции относительно контента и тех, кто на нем зарабатывает больше всего. 80% всех денег уходит авторам личных блогов и видеоблогов. Также успешно монетизируются блоги в категориях «Косплей» и «Обучение».
Поскольку основной способ монетизации контента через Boosty.to — платная подписка, можно отследить, какие авторы дороже всего оценивают свое творчество. Самый высокий показатель у косплееров и актеров (1000 рублей), а также у создателей тренингов (850 рублей). Наименьшую цену за самый высокий уровень подписки устанавливают авторы комиксов и писатели — 100 и 150 рублей в среднем соответственно.
В ноябре сервис объединил усилия с платформой по сбору донатов DonationAlerts, который за 2019 год показал рост количества донатов на 20% и регистраций на 18%.