St
Проект постановления о «красивых» автономерах: госзнаки — на аукцион, автомобилистов — на портал госуслуг, коррупцию — в прошлое
Сколько сейчас стоят суперномера на интернет-биржах и почему новая концепция — на самом деле старая Коллаж: © Daily Storm

Проект постановления о «красивых» автономерах: госзнаки — на аукцион, автомобилистов — на портал госуслуг, коррупцию — в прошлое

Сколько сейчас стоят суперномера на интернет-биржах и почему новая концепция — на самом деле старая

Коллаж: © Daily Storm

Правительство подготовило проект постановления о продаже «красивых» автомобильных номеров, оно должно вступить в силу с 1 января 2021 года. Между тем некоторые водители прекрасно обходятся и без новых правил. «Красивые» номера (с самыми причудливыми или блатными сочетаниями) автомобилисты достают на специальных интернет-биржах. Стоимость может достигать рекордных 66 миллионов рублей. Что это за номер, какова средняя цена на другие сочетания цифр и букв и почему законопроект не был принят раньше (хотя планы на него имелись еще в 2013 году) — в материале Daily Storm. 



Проект постановления о госномерах появился на сайте regulation.gov.ru, его опубликовало Минэкономразвития. Согласно документу, получить привлекательный знак граждане смогут через портал госуслуг или выкупить его в ходе аукциона. Так называемые красивые комбинации, как и размер госпошлин, занесут позднее в Налоговый кодекс. 


При проведении электронного аукциона начальная цена за госзнак будет равняться размеру госпошлины. Регионы смогут повышать или понижать стоимость лота, в зависимости от спроса. При этом половину поступлений от уплаты госпошлины власти направят в региональный бюджет. Торги будут длиться 30 дней, а один гражданин сможет участвовать в конкурсе не более пяти раз одновременно. Точные требования к операторам электронных площадок Минфин установит к 1 июня 2020 года.


Причины покупки «красивых» номеров у каждого свои: кто-то считает, что это престижно, другие уверены, что эффектные номера освобождают от штрафов, а кто-то выбирает госзнак, содержащий свои инициалы, аббревиатуру компании или памятную дату. 


Откуда берутся «красивые» и «страшные» номера


Прежде всего стоит разобраться, как происходит выдача номеров. 


Отсортированные по порядку номера (условно от 000 до 999) ГИБДД получает от службы МВД. Прежде закон разрешал выдавать их автомобилистам либо в порядке возрастания цифровых значений (и по алфавиту), либо в случайном порядке, но с применением в качестве «рулетки» электронного механизма Госавтоинспекции. Таким образом, «красивые» номера нет-нет да попадались, но только очень везучим людям, среди которых часто оказывались владельцы дорогих иномарок. 


В целом же антикоррупционная система отсекает все возможности произвольной выдачи госномера обеспеченным клиентам и своим людям. С 2020 года законодательство обновилось, и теперь номера выдаются только в хаотичном порядке, при помощи электронного распределителя. Правда, пока не все регионы успели перейти на новую систему. 


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © Global Look Press / Nikolay Gyngazov
Фото: © Global Look Press / Nikolay Gyngazov

Биржи номеров


Чтобы купить номер «не как у всех», не обязательно ждать вступления в силу нового закона. В интернете без труда можно найти компании-биржи, которые занимаются скупкой и продажей «красивых» госзнаков. Правда, единственный законный способ передать номер другому владельцу подразумевает передачу и самого автомобиля. То есть, по сути, клиент приобретает не собственно номер, а машину с понравившимся знаком.


Вкратце схема работает так. Продавец и покупатель оформляют сделку купли-продажи автомобиля. Далее покупатель ставит этот автомобиль на учет в ГИБДД. Тут нужно заплатить пошлину и приобрести полис ОСАГО на минимальный срок в три месяца. Затем автовладелец пишет заявление и сдает «красивый» номер на хранение (по новым правилам инспекция оставляет автомобилисту сам знак, а в базу вносит его виртуальный код). Взамен на автомобиль выдается новый номер (снова платится пошлина). После этого можно подавать заявление, чтобы поменять старые номера на своем основном автомобиле на новые «красивые», которые хранятся в ГИБДД. И снова нужно будет оплатить постановку на учет и изготовление новых документов на авто. На все процедуры (госпошлины и страховки) уйдет около 28 тысяч рублей.


Одна из компаний, занимающихся продажей госномеров, разместила наглядный рисунок с разбором такой схемы. Впрочем, с нового года в использовании этой стратегии возникли дополнительные сложности. Теперь госномера привязаны к региону прописки покупателя. Это значит, что житель, например, Брянска больше не сможет приобрести желанный номер, который он отыскал где-нибудь в 77-м регионе. 


Фото: © gosnomerus. com
Фото: © gosnomerus. com


Сколько стоят Н001АХ и М777СК?


По информации Минэкономразвития (ведомство ссылается на открытые источники), цена за отдельные «красивые» номера может варьироваться от 10 тысяч до 10 миллионов рублей, а средняя составляет около 300 тысяч рублей. После проверки нескольких сетевых порталов Daily Storm согласился с подсчетами ведомства, а также обнаружил абсолютного рекордсмена среди крутых номеров. 


На сайте «Купить госномер» топ самых дорогих госзнаков выглядит так: 


  1. У999ВС (Иркутская обл.) — 66 миллионов рублей (не исключено, что администраторы сайта допустили ошибку и случайно приписали лишний ноль); 
  2. О001ОО (Москва) — 16 миллионов рублей; 
  3. Н777ЕЕ (Ставропольский край) — 13,2 миллиона рублей; 
  4. Т066ОО (Москва) — 12,6 миллиона рублей; 
  5. М001ММ (Краснодарский край) — 11 миллионов рублей. 


На портале Госномер-RUS среди 18 126 номеров подобралась своя топовая пятерка госзнаков с более понятной закономерностью в комбинациях: 


  1. О777ОО (Москва) — 8,4 миллиона рублей;
  2. М777ММ (Москва) — 7,1 миллиона рублей;
  3. М888ММ (Москва) — 7 миллионов рублей;
  4. А001АА (Москва) — 6 миллионов рублей;
  5. А777МР (Санкт-Петербург) — 5,9 миллиона рублей


Самый дешевый номер на сайте сейчас стоит 1000 рублей (О373ХО, Кемерово), в целом же цены начинаются от 10 тысяч рублей.


Среди «красивых» номеров есть и свои категории: первая десятка (А002РО), ровные (Р800ОН), повторяющиеся цифры и буквы (Е228ЕЕ), зеркалка (Н626ХО), номер = регион (Т093УС, регион 93), лесенка (Т321УВ), зеркальные буквы (С007АС). 


Некоторые клиенты все же больше в восторге от номеров с забавными сочетаниями букв, например таким, как В666ОР. Найти идентичный госзнак можно в Уфе и Казани, его стоимость — 220 и 200 тысяч рублей соответственно. 


Другие автолюбители хорошо помнят: заявить о своем авторитете можно тремя удалыми буквами — ЕКХ, что знающий водитель сразу расшифрует как «еду как хочу». Приобрести Е315КХ по минимальной цене (25 тысяч рублей) на данный момент может разве что житель Новосибирска.  


Тем, кто считает себя главным на дороге и по-хулигански презирает всякие правила, подойдет госзнак Н522АХ. В Костроме такой продается всего за 34 тысячи рублей. 


Иногда различные категории госномеров могут выстраиваться в причудливые и довольно однозначные комбинации, например, М777СК. Номер, очевидно, представляет Москву, а купить его можно по подобающей столице цене — за 1,656 миллиона рублей.


Фото: © Global Look Press / Konstantin Kokoshkin
Фото: © Global Look Press / Konstantin Kokoshkin

Как «красивые» номера не пошли в официальную продажу в 2013-м


Законодательно закрепить покупку «красивых» номеров предлагали еще в 2013 году в Налоговом кодексе. 


Для желающих получить индивидуальный регистрационный знак предполагался больший размер госпошлины. К уже существующей цифре просто добавлялся повышенный коэффициент «100».


В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что это не только поспособствует «самовыражению» автовладельцев, но и снизит коррупционный фактор. Не говоря уже о дополнительных поступлениях в бюджет. 


Если бы у законопроекта все сложилось успешно, то «красивые» номера можно было бы официально приобретать еще с начала 2014 года. Но в реальной жизни инициатива даже не дошла до первого чтения. Согласно заключению правительства о законопроекте, такая дифференциация размеров госпошлины в отношении одного и того же действия, которое различается лишь набором символов и никак не сказывается на затратах, противоречит самой сути пошлины. 


К тому же еще в 2010 году Владимир Путин поручал разработать порядок проведения конкурсов по торговле номерами. Все это относилось к закону «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», принятому только в 2018 году. 


Один из соавторов законопроекта — депутат Госдумы VI созыва от «Справедливой России» Михаил Сердюк — в комментарии Daily Storm отметил, что очень рад «возвращению» этого вопроса в повестку.


«Сколько веревочке ни виться — все равно, если мысль правильная, то к ней возвращаются. Другое дело, что тогда у некоторых должностных лиц не было желания этого делать — это с одной стороны. С другой — у регионов было объективно меньше технических возможностей для реализации этой концепции. Так что хорошо, что к этому пришли сейчас: и разногласий станет меньше, да и коррупции поубавится», — рассуждает Сердюк.


Фото: © Global Look Press / Konstantin Kokoshkin
Фото: © Global Look Press / Konstantin Kokoshkin

Свободная торговля


Еще во времена первой попытки начать официальную торговлю индивидуальными регистрационными знаками авторы законопроекта отмечали, что в этой практике нет ничего нового и она применяется как в Европе, так и в США.


Действительно, в стране, где к автомобилям относятся наиболее трепетно, Германии, зарезервировать желаемый номер (Wunschkennzeichen) не составляет никакого труда. Это можно сделать и через городские порталы, и через компании-посредники. В любом случае принцип подбора номера и размер госпошлины от этого не меняется. 


Автовладельцу нужно всего лишь указать в специальной форме желаемое сочетание букв и цифр, а система уже сама проверит, свободен ли такой номер. Дальше остается только забронировать регистрационный знак за небольшую сумму в 12,80 евро (примерно 874 рубля). 


«Обычный» номер же обойдется всего в 2,6 евро (порядка 177 рублей). При этом «красивые» номера в Германии любят не меньше, чем в России, тем более что структура немецкого регистрационного знака дает поле для креатива. 


Основа номера — префикс города или района федеральной земли, плюс одна или две буквы, за которыми следуют цифры. Так, например, жители города Киль (Kiel), имеющего двухбуквенное обозначение KI, любят заказывать номера с буквами NG, чтобы в итоге это выглядело как KI NG («король»). 


Правда, как и в случае с российскими регионами, проживая где-нибудь в Дрездене, получить интересный номер из другого района не выйдет. Придется довольствоваться «позорным» дрезденским префиксом DD. Дело в том, что жители других германских земель в шутку расшифровывают его как Doppeldoof (что-то вроде «дурак в квадрате»). 


Есть и другая фишка — старые номера, использование которых периодически разрешают в некоторых землях. Так, район Бодензее имеет префикс FN (из-за его центра — города Фридрихсхафен), но недавно там разрешили использование двух старых обозначений, некогда вышедших из обращения, — TT и ÜB. И почти сразу же в системе появилось более 1700 заказов на такие номера. 


Фото: © ShutterStock
Фото: © ShutterStock

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...