St
США без TikTok. Что случилось с китайской платформой и чем американцы планируют ее заменить
Если сделка по продаже не состоится, сервис заблокируют Коллаж: © Daily Storm

США без TikTok. Что случилось с китайской платформой и чем американцы планируют ее заменить

Если сделка по продаже не состоится, сервис заблокируют

Коллаж: © Daily Storm

С TikTok в США творится неладное: сначала Дональд Трамп грозится заблокировать платформу, потом дает 45 дней на покупку сервиса американской компанией, а еще позже заявляет, что значительная сумма от этой сделки должна пойти в государственную казну. Сейчас TikTok пользуется порядка 100 миллионов американцев — это 1/8 от общего количества юзеров (без учета его китайской версии Doyin). В Сети активно строят предположения, действительно ли властям США удастся заблокировать сервис и чем можно его заменить, если это произойдет. Пока список альтернатив выглядит не очень внушительно.


С чего все началось


Драма вокруг TikTok развернулась стремительно: 31 июля президент США Дональд Трамп заявил, что планирует своим указом запретить использование сервиса на территории страны. Такое внезапное решение он объяснил тем, что китайское приложение собирает личные данные американцев, а это якобы ставит под угрозу национальную безопасность. 


Но говорить о возможном запрете официальные лица начали еще раньше. В начале июля госсекретарь США Майк Помпео призывал граждан использовать TikTok с большой осторожностью, если они не хотят, чтобы персональная информация попала «в руки Коммунистической партии Китая». Он также отмечал, что Америка вполне может последовать примеру Индии, где сервис забанили в конце июня. Не обошлось без рассуждений о том, что через платформу можно повлиять и на ход грядущих выборов. Все это привело к тому, что некоторые крупные американские компании запретили использовать TikTok своим сотрудникам на корпоративных устройствах. То же коснулось и федеральных служащих. 


TikTok, конечно, попытался отбиться от обвинений, но это не помогло. В компании утверждают, что приложение собирает гораздо меньше персональной информации, чем многие американские организации. Данные хранятся в США и Сингапуре, а доступ к ним со стороны сотрудников TikTok строго ограничен. 


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © Global Look Press / Sheldon Cooper
Фото: © Global Look Press / Sheldon Cooper

Трамп сначала пообещал подписать необходимые документы о блокировке уже 1 августа, однако в тот же день — 31 июля — стало известно о планах корпорации Microsoft приобрести американскую часть TikTok. Это несколько разрядило обстановку и скорректировало радикальные планы президента США: он дал 45 дней на покупку приложения Microsoft или другой американской компанией. Причем 4 августа Трамп озвучил еще один важный момент: покупатель TikTok должен перечислить «значительную сумму от сделки» в бюджет Соединенных Штатов. 


В какой-то момент стали ходить слухи о том, что потенциальным хозяином TikTok может стать не кто-нибудь, а Apple, однако купертиновцы эту информацию опровергли. 


Впрочем, если сервис в итоге не купит никто, то примерно 15 сентября его, вполне возможно, действительно заблокируют.


Фото: © Global Look Press / Doug Mills
Фото: © Global Look Press / Doug Mills

Если заблокируют, то как?


Одна из самых обсуждаемых тем на сегодняшний день — вероятные способы блокировки. Эксперты сходятся во мнении, что здесь нет очевидного пути и рассматривают несколько опций.


США, конечно, могли бы пойти по индийскому сценарию, но там TikTok блокируют на сетевом уровне: передача данных между пользователями и серверами ограничивается полностью. Такой способ в Штатах еще никогда не использовали, и как считают местные СМИ, власти вряд ли пойдут на такой жесткий шаг.


Когда Дональд Трамп говорил о блокировке приложения и о запрещающих документах, которые он был готов подписать еще в начале августа, он ссылался на Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях. Президент США утверждает, что это положение дает ему право официально забанить TikTok. В этом случае сервис удалят из всех магазинов приложений. Вот только на тех, кто уже скачал и пользуется TikTok, это никак не отразится. 


Кроме того, Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции могут наложить большие штрафы или ограничения на политики TikTok, что затруднит дальнейшую работу платформы в США. 


Создать препятствия для нормального функционирования приложения может и Комитет по иностранным инвестициям США (CFIUS). Еще в 2017 году ByteDance (китайская компания — владелец TikTok) купила американский сервис Musical.ly и объединила две платформы в одну. На данный момент CFIUS проверяет сделку, и если в комитете придут к заключению, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, то ее отменят. 


Фото: © Global Look Press / Liu Jie
Фото: © Global Look Press / Liu Jie


В поисках альтернативы


Если блокировка TikTok все же состоится, то многомиллионной американской аудитории придется куда-то уходить. Однако вариантов у тиктокеров пока не очень много и неясно, сможет ли та или иная платформа повторить успех TikTok.


Одним из главных претендентов на место китайского сервиса называют Instagram Reels. Это фактически клон TikTok — с тем лишь отличием, что лента с видеоклипами «спрятана» в разделе поиска, наряду с IGTV или «Магазином». Основным слабым местом Reels считают алгоритмы Instagram, которые вряд ли будут вытягивать наверх странные и нестандартные видео, которые хорошо заходят в TikTok. По мнению экспертов, новый сервис будет больше работать на продвижение уже существующих звезд и чаще демонстрировать контент с «красивой жизнью». 


Еще одно американское приложение, которое точно будет стремиться подвинуть TikTok, — это Triller. Сервис уже насчитывает порядка 35 миллионов пользователей, и, по словам его основателя Майка Лу, приток новых юзеров начался еще до того, как Дональд Трамп решил запретить китайскую соцсеть. Triller примечателен еще и тем, что подал иск к TikTok, обвинив платформу в нарушении патента на «создание музыкальных клипов, синхронизированных со звуковой дорожкой».



 Но, в отличие от китайского конкурента, который находит и взращивает собственных звезд, Triller ходит более простыми путями. Компания «перекупает» знаменитостей из того же TikTok или заключает контракты с известными деятелями шоу-бизнеса, которые продвигают платформу. 


Похожей концепции придерживается и новый сервис Byte, который является перезапуском некогда популярного Vine, закрытого еще в 2016 году. Платформа тоже активно переманивает уже популярных пользователей TikTok и даже предлагает им свои акции. 


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...