Владимир Путин 22 ноября предупредил крупные российские предприятия о необходимости наращивания военной мощи. Президент недвусмысленно намекнул, что важнейшим условием обеспечения военной безопасности послужит увеличение объемов производства. А это означает ускорение конвейерного потока танков, эшелонов боевой техники, берданок и, наверное даже, фаустпатронов.
Нарастающие аппетиты Министерства обороны давно начали раздражать Министерство финансов и лично Антона Силуанова. Конфликт обострился еще в октябре, когда министр финансов, выступая с публичной речью перед студентами, подчеркнул невозвратную природу инвестиций в оборону страны: мол, пора бы вкладываться во что-то, что принесет потом деньги, и это явно не танки.
В последние пару дней стало особенно заметно острое желание правительства засекретить банки, обслуживающие оборонзаказ, и установить режим государственной тайны над потребностями Минобороны. Соответствующие поправки в закон «О государственном оборонном заказе» были внесены в Госдуму. Центробанк регулярно публикует перечень банков, обслуживающих финансовые операции для создания танков и мортир. По закону, банки, работающие с оборонкой, должны иметь капитал не менее 100 миллиардов рублей и сертификат для работы с гостайной.
Итак, пока информация не засекречена, рассмотрим список финансовых организаций, доступный простым смертным на официальном сайте Центробанка.
Давайте посмотрим, что это за компании.
Газпромбанк и аффилированное с ним АО «АБ Россия», имеющие соответственно государственное участие. Кредитный рейтинг позитивный.
Далее следует ПАО «Банк «Санкт-Петербург». Финансовая организация работает с 1990 года и, на первый взгляд, не имеет государственного участия. Доминантный процент в уставном капитале имеет ООО «Управляющая компания «Верные друзья». «Верные друзья», как оказалось, учреждены кипрскими офшорами. Наряду с кипрскими друзьями в составе учредителей был и сын Анатолия Сердюкова Сергей. Также ранее владело долей в уставном капитале акционерное общество «18 Арсенал Военно-морского флота» — структура Министерства обороны.
ПАО «Сбербанк». Тут комментарии излишни. Имеет максимальный кредитный рейтинг.
«Роснефть» также не обошла стороной гособоронзаказ и принимает в нем участие посредством Всероссийского банка развития регионов. Имеет неплохой уровень кредитоспособности, но он не дотягивает до наивысшего.
Россельхозбанк, доля государственного участия в котором составляет 100%, имеет высокий уровень кредитоспособности.
Новикомбанк, российский банк государственной корпорации «Ростех». Кредитный рейтинг — стабильный.
Акционерный коммерческий банк «Российский капитал». Входит в топ-30 российских банков, оказывает услуги клиентам всех категорий. Доля государственного участия составляет 100%, однако кредитный рейтинг оставляет желать лучшего.
ВТБ не мог отказаться от «вкусных» клиентов в лице Минобороны, как и его недавно приобретенная дочка Банк Москвы. Обе организации имеют государственное участие и положительный банковский рейтинг.
Итак, все операторы оборонзаказа так или иначе аффилированы с государством, и инициатива засекретить их, возможно, является попыткой уберечь от санкций тех, кто еще не внесен в списки. По принципу игры в морской бой — чтобы чужаки не знали, куда стрелять. А попали под санкции многие. Среди них: Газпромбанк, Банк Москвы, ВТБ Банк, Сбербанк, Россельхозбанк, Внешэкономбанк.
Самое опасное последствие санкций — отключение от международной платежной системы SWIFT. Риски отключения от SWIFT таковы, что транзакции если и можно вообще будет осуществлять, то только очень долго и дорого.
В дальнейшем засекречивание информации о банках, вероятнее всего, повлечет за собой изменения в Указ президента Российской Федерации «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».
Предположим, имеется вероятность возникновения проблемы, давно присущей российскому менталитету: взяточничество. Если банки будут засекречены, то информацию об их деятельности проверять будет нельзя.
Так, при определении закупок Министерством обороны будут предъявляться требования, а-ля обязательное наличие у фирмы-поставщика расчетного счета в одном из секретных банков. Если условие будет соблюдено, то Минобороны сможет заключить именно с указанной фирмой-поставщиком контракт. Как на это будет реагировать ФАС, пока не понятно.
Создание режима секретности означает выход оборонзаказа из поля зрения СМИ и полную потерю возможности общественного контроля.
На официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Федеральный бюджет» каждый может увидеть суммы, потраченные на оборонку. Мы проанализировали динамику расходов в период с 2014-го по 2017 год.
В 2017 году на нужды оборонного сектора ушло 3,05 триллиона рублей, в 2016 году расходы составляли 3,77 триллиона рублей, в 2015 году было потрачено 3,18 триллиона рублей, а 2014 год оказался наименее затратным — 2,47 триллиона рублей.
Тенденция к постепенному засекречиванию информации, вкупе с предупреждениями о необходимости наращивания военной мощи, сигнализируют о чем-то недобром. Будь то непрозрачность механизма работы государственного аппарата или страховка главы государства на случай возникновения вооруженных конфликтов — ни одно из этих зол не хотелось бы выбирать.