Хотели как лучше
В январе 2017 года вышло постановление правительства о запуске экспериментального проекта, который предполагает размещение на упаковках лекарств QR-кодов, позволяющих проверить препарат на подлинность с помощью приложения на смартфоне. По штрихкоду можно отследить путь товара от производителя до конечного потребителя.
По мнению властей, маркировка на пачках поможет избежать шквального распространения контрафакта и фальсификата на рынке лекарств. При этом глава Росздравнадзора Михаил Мурашко на круглом столе 24 ноября в комитете Госдумы по охране здоровья заявлял, что подделок на рынке медикаментов — менее одного процента.
Получилось как всегда
Есть такие предприятия, чья деятельность полностью завязана на производстве дешевых лекарств. Это, например, Ирбитский химико-фармацевтический завод, выпускающий 66 видов недорогих лекарственных средств, типа активированного угля в простой бумажной упаковке. Этот завод – из числа производителей, отправивших в адрес спикера нижней палаты парламента Вячеслава Володина и секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева письмо. Бизнесмены просили хотя бы повременить с внедрением маркировки.
После состоялся круглый стол с предпринимателями, где представители Минпромторга предложили им приобрести оборудование в кредит. По льготной ставке или в рассрочку.
Кто за это заплатит
На воплощение в жизнь новой системы из бюджета уйдет свыше 15 миллиардов рублей. Расходы лягут на плечи фармацевтических компаний — это оборудование для маркировки. Раскошелиться придется и аптечным сетям, которым будут необходимы соответствующие приборы для считывания кода. И традиционно — потребителю. Любое повышение цен, сопровождающее введение акцизов на табак или QR-кодов, компенсируется из кармана покупателя, который в товаре нуждается.
Влияние маркировки на цену лекарства проанализировал Виктор Дмитриев – руководитель Ассоциации российских фармацевтических производителей. Он рассказал, что средняя цена на аптечный продукт (примерно 300 рублей) поднимется на абсолютную величину. Маркировочная техника для производства одной линейки препаратов обойдется в 150—350 тысяч евро.
Есть и положительный момент — за счет внедрения этой системы есть шанс сэкономить на маркетологических исследованиях, так как появляется возможность в режиме онлайн отследить путь лекарства от завода до аптеки.
На условиях анонимности со «Штормом» поговорили производители недорогих медицинских препаратов.
Руководитель одной из компаний (имеет государственное участие в уставном капитале) рассказал, что даже предложенные кредитные льготы не помогут в этой ситуации.
«Рассрочки и кредиты нас не спасут. Деньги на покрытие рассрочки нам брать неоткуда. Затраты остаются прежними, а то, что их просто раскидали на два-три года, ситуацию не меняет. Введение маркировки колоссальным образом отразится на цене, — считает собеседник издания. — Цены на жизненно важные препараты повышать нельзя. Этот вопрос контролирует ФАС. Соответственно, производство станет нерентабельным. Ниже себестоимости мы продавать лекарства не можем».
Для того чтобы повысить цену, например на перекись водорода, необходимо разрешение Антимонопольной службы. Но перспектива тут плачевная.
«Увы, за последние пять лет ФАС ни на что цены поднимать не разрешала. Флакон перекиси водорода стоит 2 рубля 70 копеек. Какой фальсификат, кто ее будет подделывать? Зеленка, перекись, йод — их уже не выгодно выпускать», — поясняет бизнесмен.