В документ внесены имена 114 крупных российских чиновников и руководителей госкомпаний, а также 96 так называемых олигархов.
Среди фигурантов черного списка — пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, руководитель администрации президента Антон Вайно, его заместитель Алексей Громов и советник президента Владислав Сурков, а также бизнесмены Алишер Усманов, Роман Абрамович, сенатор Сулейман Керимов и создатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.
Кроме того, в список включили премьер-министра Дмитрия Медведева и членов правительства, в том числе первого вице-премьера Игоря Шувалова, вице-премьера, курирующего спорт, Виталия Мутко и вице-премьера Дмитрия Козака, а также министра иностранных дел Сергея Лаврова, главу Минэнерго Александра Новака, министра транспорта Максима Соколова, главу Минпромторга и Минкомсвязи Дениса Мантурова и Николая Никифорова.
Помимо этого, в «Кремлевском докладе» указаны глава нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин, глава «Газпрома» Алексей Миллер, директор ФСБ Александр Бортников, глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин, главы государственных банков — Сбербанка и ВТБ — Герман Греф и Андрей Костин, председатели Совета Федераций и Госдумы Валентина Матвиенко и Вячеслав Володин, бизнесмены Геннадий Тимченко и Владимир Потанин, член совета директоров Альфа-Банка Петр Авен, глава Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, а также глава «Яндекса» Аркадий Волож и бывший совладелец Mail.ru Group Юрий Мильнер.
Представитель Белого дома Радж Шах заявил в интервью телеканалу CNN, что теперь «процесс (разработки новых российских санкций. — Примеч. «Шторма») будет переведен на следующую стадию».
Подготовка «Кремлевского доклада» заняла у Минфина США, Госдепартамента и американских спецслужб полгода. Его появление связано с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который президент США Дональд Трамп подписал в августе прошлого года.
Российская связь
Изначально предполагалось, что в список попадут «олигархи», чиновники, бизнесмены, а также компании, которых власти США считают близкими к российским властям. И хотя закон не предусматривает автоматического введения ограничений против фигурантов доклада, сам факт попадания в список, по словам бывшего координатора санкционной политики Госдепа США Дэниела Фрида, увеличивает риск в будущем попасть под санкции.
Президент Атлантического совета Фредерик Кемп ранее оценивал возможное количество фигурантов списка в 40–400 человек. Он также отмечал, что «включение в доклад не означает введения санкций против указанных людей, но имеет репутационные последствия и влияет на бизнес».
С этим не согласен директор института стратегического анализа компании ФБК Grant Thornton Игорь Николаев, он уверен, что оказавшиеся в «Кремлевском докладе» лица впоследствии однозначно будут подвергнуты санкциям.
По его мнению, хотя новые ограничения вряд ли окажут ощутимый эффект на российскую экономику, они все же повышают неопределенность экономической ситуации.
«Негатив санкций заключается не в прямом воздействии на экономику, а в том, что эффективность структурных экономических реформ, проводимых в России до и после выборов, окажется значительно ниже, если ограничения будут ужесточены», — подчеркнул эксперт, отметив, что проблема санкционного противостояния для России — «это надолго».
Санкционная страховка
В свою очередь, эксперт по Беларуси и ЕАЭС Дмитрий Болкунец предполагает, что большинство возможных фигурантов «Кремлевского доклада» уже максимально застраховали себя, а если они этого не сделали, «значит, они достаточно глупые».
Специалист напомнил, что в декабре 2016 года Владимир Путин подписал закон, запрещающий депутатам, чиновникам и силовикам владеть зарубежными активами, в том числе через третьих лиц.
Как попасть в «Кремлевский доклад»
В CAATSA не прописаны критерии включения в «Кремлевский доклад». Эксперты до последнего времени, кажется, пытались их угадать. К примеру, источники издания The Bell утверждали, что одним из критериев якобы мог быть факт получения бизнесменами или их компаниями масштабной господдержки от российских властей — ее размер может начинаться от 300 миллионов долларов, указывали собеседники.
Еще в ноябре прошлого года группа международных экспертов Atlantic Council во главе с бывшим координатором санкционной политики Госдепа Дэниэлом Фридом предложила свои критерии оценки для составления «Кремлевского доклада». В частности, эксперты предлагали рассматривать кандидатов на причастность к «агрессивным, коррупционным или преступным действиям». К каковым они относят предполагаемое вмешательство России в американские президентские выборы 2016 года, «военную агрессию» в отношении Грузии и Украины. Также Atlantic Council предлагала отнести к числу критериев причастность к убийству журналистов, активистов и оппозиционеров, напомнив о гибели Юрия Щекочихина, Анны Политковской, Александра Литвиненко, Сергея Магнитского и Бориса Немцова.
Помимо этого, Фрид и его коллеги предлагали вносить в список коррумпированных менеджеров государственных компаний, якобы обязанных своим положением близким отношениям с Владимиром Путиным и использующих свой статус для хищения средств, а также тех, кто «хранит активы Путина». Были ли учтены при составлении доклада рекомендации Atlantic Council, неизвестно.
Точечные санкции
Экономист «Эксперт РА» Антон Табах заявил в беседе со «Штормом», что новые санкции касаются исключительно отдельных лиц, и «ничего макроэкономического в них нет».
С этим согласен эксперт по Беларуси и ЕАЭС Дмитрий Викторович Болкунец. Он считает, что «Кремлевский доклад», как и антироссийские санкции, принятые Минфином США в прошедшую пятницу, следует рассматривать, как попытку запугать часть российской элиты. По мнению Болкунца, ограничения вводятся на фоне президентской кампании в России, а также в преддверии чемпионата мира по футболу — 2018, который страна примет этим летом.
«Кроме того, этот черный список персоналий — это последствие антироссийской кампании, раздутой после президентских выборов в США, где часть политической элиты потерпела поражения, ожидая, что победит один кандидат (Хиллари Клинтон), в то время как победил другой (Дональд Трамп). После этого, вероятно, нужно было найти козла отпущения, и нашлись российские хакеры», — предполагает Болкунец.
Кроме того, по его словам, США таким образом пытаются повысить свою роль на международной арене и укрепить экономику.
«К примеру, если мы видим желание США повлиять на строительство российского газопровода в Европу, то очевидно, что это попытка пролоббировать собственные компании, которые сейчас выходят на европейский рынок», — предполагает специалист. По его мнению, новые санкции не окажут сильного воздействия на российскую экономику.
«Большинство американских санкций, введенных против других стран, в частности, против Кубы, Ирана и Ирака, Белоруссии не достигали своей политической цели — свержения режима. Наоборот, происходила консолидация вокруг руководящих элит. Если говорить об Ираке — то там США свергли режим с помощью военной кампании», — добавил Болкунец.
Санкции США против России будут, скорее всего, ужесточаться, поскольку «нужно доказывать, что Америка борется со вселенским злом — Северной Кореей, Сирией, ну и Россией», считает специалист.
Он отмечает, что антироссийские санкции могут продлевать довольно долго, как, например, США более десяти лет продлевали санкции против Белоруссии — они были введены еще Джорджем Бушем — младшим после белорусских президентских выборов в 2006 году.
При этом Болкунец отмечает, что некоторые европейские страны намерены сотрудничать с Россией, несмотря на ограничения.
«Что касается стран ЕС, то они зависят от решений США, и тоже будут санкции продлевать, но европейские компании уже приспособились к ограничениям и уходить с российского рынка не собираются, поскольку он остается довольно лакомым и безопасным для инвесторов, а также стабильным с точки зрения законодательных ограничений», — уверяет эксперт.
Очередные санкции
Напомним, в минувшую пятницу, 26 января, Минфин США расширил санкции против России, указав в качестве причины конфликт на Украине. В новом санкционном списке оказались 21 гражданин России и Украины, из которых девять связаны с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками. Персональные санкции предусматривают визовые ограничения, блокирование счетов и арест собственности оказавшихся в черном списке физических и юридических лиц. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи.
Под эти санкции подпали и девять компаний, еще по 12 фирмам объем экономических ограничений был уточнен. В американском министерстве указали, что расширение списка связано с обязательствами «по сохранению санкционного давления на Россию до полного выполнения Минских соглашений». Кроме того, ограничительные меры были применены из-за поставки в Крым газовых турбин производства немецкого концерна Siemens в обход европейских санкций.
Под действие санкций в числе прочих подпали замминистра энергетики России Андрей Черезов и директор департамента Минэнерго Евгений Грабчак и губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. Среди компаний, включенных в список, оказалась компания «Силовые машины» («СМ» — один из активов владельца «Северстали» Алексея Мордашова), которая ранее оказалась в центре скандала с поставкой турбин немецкого концерна Siemens в Крым в обход европейских санкций. В свою очередь, в «СМ» считают включение в санкционный список незаконным и противоречащим нормам Всемирной торговой организации (ВТО).
Также с новыми ограничениями столкнулись компания «Технопромэкспорт» и 12 дочерних структур с 2014 года не вылезавшего из-под санкций «Сургутнефтегаза».
Ответная реакция
В Кремле еще до публикации доклада назвали «Кремлевский доклад» «очевидной попыткой» повлиять на президентские выборы в России, которые пройдут в марте 2018 года. В администрации президента хотят проанализировать последствия принятия этого списка, чтобы защитить интересы российских компаний, которые могут в нем оказаться.
О попытке повлиять на ситуацию в России в преддверии выборов заявил и заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, отметив, что решение об ответных мерах будет принимать президент.
В свою очередь, председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков считает, что новых антироссийских санкций США бояться не стоит, он предложил относиться к ним, «как к дождю».