St
Советы не для нас
18+
Счетная палата обвинила Министерство энергетики в несоответствии «национальным интересам» России Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov

Советы не для нас

Счетная палата обвинила Министерство энергетики в несоответствии «национальным интересам» России

Коллаж © Daily Storm. Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov

Счетная палата опубликовала доклад, где сказано, что большое количество заказов опубликованных на госзакупках Минэнерго, может быть необоснованным. В министерстве энергетики, в свою очередь, оперативно заявили, что «никаких нарушений закона нет». 


Конфликт разгорелся из-за того, что Минэнерго допустило к подготовке правительственных документов в сфере электроэнергетики иностранные консалтинговые компании. По заявлениям Счетной палаты, участие иностранных аудиторов увеличивает расходы, создает коррупционные возможности и дает возможность иностранным лицам влиять на государственную энергетическую политику страны. Эксперты говорят о том, что Счетная палата таким образом пытается повлиять на законодательство в госзакупках. 


В Счетной палате указали, что в 2015 году Минэнерго при разработке некоторых правительственных документов воспользовалось помощью консалтинговой фирмы ООО «Карана», которая была учреждена американской компанией. Кроме того, «для подготовки различных концепций» ведомство привлекало международную аудиторскую компанию из «большой четверки» — PricewaterhouseCoopers (PwC около 15 лет была бессменным аудитором «Газпрома»).


По мнению Счетной палаты, участие иностранных компаний «в нормативно-правовом регулировании и разработке стратегических документов» в сфере ТЭК (топливно-энергетический комплекс России) не соответствует «национальным интересам» России. При этом обращают внимание, что любая передача госорганами своих полномочий сторонним организациям, будь то привлечение сторонних или даже подведомственных учреждений, грозит двойным расходованием бюджетных средств и влиянием частных организаций на госполитику. Кроме того, там указывают на коррупционные риски и возможность «утечки» информации. Соответствующие выводы в Счетной палате сделали после проверки обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015-2016 годы и первое полугодие 2017 года.


Всего за это время, по подсчетам Счетной палаты, федеральные учреждения потратили на контракты, связанные с передачей полномочий, восемь миллиардов рублей. Больше всего таких заказов, по данным аудитора, сделали Минэнерго и Минпромторг — два миллиарда рублей и 2,9 миллиарда рублей соответственно.


В Минэнерго не согласились с выводами Счетной палаты. В ведомстве, в частности, подтвердили, что заключили контракты [с иностранными консалтинговыми компаниями]. Однако пояснили, что они были нужны для «подготовки информационно-аналитических материалов», а не для «разработки нормативно-правовых или стратегических документов». В Минпромторге, в свою очередь, не смогли оперативно ответить на запрос «Шторма».


Генеральный директор Центра размещения государственного заказа и эксперт по госзакупкам Александр Строганов рассказал «Шторму», что в передаче министерствами своих полномочий подведомственным и сторонним учреждениям нет нарушения, потому что само министерство не могло оказывать услуги — это «не агентство и не подведомственное МГУП». Однако Счетной палате это «очень давно не нравится», отмечает эксперт.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev
Фото: © GLOBAL LOOK press/Sergey Kovalev

В свою очередь, претензии Счетной палаты к Минэнерго и Минпромторгу он связывает с попыткой продемонстрировать какую-то доказательную базу для того, чтобы «продавить какую-нибудь инициативу». (В Счетной палате действительно выдвинули инициативу на фоне итоговой проверки. Аудитор предложил запретить госорганам передавать часть полномочий в рамках госзакупок).


Строганов отмечает, что в законодательстве о госзаказах ничего не сказано о запрете на привлечение к работе иностранных компаний. «Разве что они не включены в список ответных санкций, введенных Россией против западных компаний и не являются офшорной компанией», — добавил специалист.  


Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, комментируя претензии к Минэнерго в привлечении к работе над стратегическими вопросами в сфере ТЭК иностранных компаний, призвал не сравнивать разработку стратегии с деятельностью аудиторско-консалтинговых компаний, поскольку они «ни в коей мере не определяют национальную стратегию».


Однако источник, знакомый с рынком, считает, что деятельность иностранных консалтинговых компаний в российском ТЭК все-таки можно расценить, как участие в «стратегическом планировании», поскольку их представители зачастую входят в экспертные группы нефтяных компаний, которые, в свою очередь, участвуют в обсуждении нормативно-правовых инициатив.   

 

Вместе с тем специалист отмечает, что введение ограничений для иностранных фирм в сфере ТЭК имеет смысл, поскольку «это системообразующая статья российского бюджета, здесь в любом случае идет речь о закрытости стратегии».


В свою очередь, старший аналитик по нефтегазовому сектору инвестиционной группы АТОН Александр Корнилов считает, что заявление Счетной палаты свидетельствует о «желании ограничить деятельность иностранных организаций, в том числе консалтинговых». При этом он указывает, что ограничение работы международных консалтинговых компаний может пагубно сказаться на работе крупнейших российских нефтяных компаний. «Международные консалтинговые компании исторически всегда играли значимую роль, и исходя исключительно из политических мотивов ограничивать их работу было бы не совсем правильно», — подчеркнул специалист.


По словам Корнилова, услугами аудиторских компаний «большой четверки» — PwC, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG — пользуются почти все публичные российские нефтяные компании, в том числе «Роснефть» (аудитором компании выступает Ernst & Young), «Газпром нефть» и «Татнефть» («Эрнст энд Янг Внешаудит»). (По данным PwC, услугами компании пользуются девять из 10 крупнейших нефтяных и нефтегазовых компаний России). Кроме того, российские сырьевые компании обращаются к зарубежным компаниям, в частности, к DeGolyer & MacNaughton для подтверждения геологических запасов (аудита запасов), добавил эксперт.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Jens Kalaene
Фото: © GLOBAL LOOK press/Jens Kalaene

«Работа с международными специалистами — это нормальная практика, иностранные аудиторские компании участвуют в обсуждении налогов, в определении фискальной политики. Естественно, они принимают участие, консультируют, делятся своим мнением по поводу того, как работают другие мировые компании. Кроме того, аудиторский отчет от международной признанной компании, естественно, вызывает больше доверия на мировой арене, чем документы, сделанные отечественной компанией», — пояснил аналитик.


С кем из участников топливно-энергетического рынка работали международные аудиторы  


До марта 2015 года аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC), за работу с которой Счетная палата теперь критикует Минэнерго, была бессменным аудитором финансовой отчетности «Газпрома» на протяжении почти 15 лет. После расставания с PwC энергетическая компания доверила свою отчетность отечественной ФБК.


С 2004 года нефтяная компания «Роснефть» сотрудничает с ООО «Эрнст энд Янг» (отделение британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young в России), а в 2015 году госкомпания заказала у нее аудит финансовой отчетности на 2016-2018 годы. Кроме того, Ernst & Young также проводит аудит у российских и зарубежных «дочек» «Роснефти».


16 января правительство республики Татарстан подписало соглашение о сотрудничестве с Ernst & Young. Документ предполагает сотрудничество сторон в области цифровых технологий и их использования в республике.


Напомним, в ноябре 2014 года СМИ узнали, что госкомпании замораживают отношения с аудиторами «большой четверки». «Существует негласная рекомендация госкомпаниям приостановить работу с международными аудиторами и консультантами», — говорил тогда партнер департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.


В декабре 2017 года источник «Интерфакса» заявил, что российские организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не смогут закупать аудиторские и консалтинговые услуги у компаний с иностранными бенефициарами. Соответствующий проект постановления Минфин разослал на согласование, отмечало агентство.


Необходимость принятия нормы объяснялась обеспечением безопасности и попыткой ограничить доступ подконтрольных иностранным гражданам организаций к финансовой информации предприятий ОПК. В публикации отмечалось, что нефтяной компании «Роснефть» в порядке исключения разрешили продолжить пользоваться услугами зарубежных аудиторов.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...