St
Крым хочет кормить себя и Россию
18+
Власти полуострова ожидают, что регион к 2027 году сможет обходиться без федеральных субсидий Фото: © GLOBAL LOOK press/Serguei Fomine

Крым хочет кормить себя и Россию

Власти полуострова ожидают, что регион к 2027 году сможет обходиться без федеральных субсидий

Фото: © GLOBAL LOOK press/Serguei Fomine

Минфин Крыма планирует, что к 2027 году республика сможет обходиться без дотаций из федерального бюджета. В региональном правительстве хотят оторваться от дотаций за счет решения инфраструктурных проблем и развития промышленного производства. «Шторм» рассказывает о текущем состоянии ключевых отраслей крымской экономики, от которых власти ждут «прорыва».


Опрошенные нами эксперты считают, что сделать Крым самодостаточным регионом до намеченного срока вполне реально. Профессор НИУ ВШЭ Иван Родионов отмечает, что в Крыму есть потенциал для развития промышленности: в судостроении, электронике, электротехнике. Он уверен, что региону не нужны большие финансовые вливания, чтобы выйти в плюс.


Судостроение


В Крыму работает несколько судостроительных и судоремонтных заводов. Самый старый из них — Севастопольский морской завод (235 лет). В марте директор предприятия Игорь Дрей рассказывал СМИ об успехах Севморзавода. По его словам, за последние три года завод увеличил выручку в 10 раз — с 49 миллионов рублей в 2015-м до почти 500 миллионов в прошлом году. Разросся и штат предприятия — со 180 человек до 574.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © starsmz.ru

Севморзавод занимается ремонтом судов, сервисным и техническим обслуживанием, а также перевооружением и модернизацией кораблей и судов. Там же строили плавучую систему, использовавшуюся при возведении Крымского моста.


Еще одно крупное предприятие — судостроительный завод «Залив» в Керчи — тоже расширяет штат сотрудников благодаря крупным заказам. С весны этого года завод ремонтирует корабли Военно-морского флота России. Там для ВМФ России будут построены новые малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт».


Такие же модели будет производить завод «Море» в Феодосии. Сейчас предприятие работает над малым ракетным кораблем нового поколения «Шторм» проекта 22800. Директор завода ранее заявлял, что на ближайшие годы предприятие уже обеспечено заказами.


Добыча полезных ископаемых


В прошлом году в Крыму увеличили добычу полезных ископаемых (на 7,9% в первом полугодии). Эксперты связывают это с открытием новых месторождений — в 2016 году на территории республики открыли 14 таких зон. В РАН предлагают не останавливаться на открытых месторождениях и исследовать шельф Крыма, где тоже могут находиться полезные ископаемые.


Машиностроение и химпром


Промышленность Крыма также обязана ростом машиностроению и химической отрасли. Здесь, как и в судостроении, на передний план выходит оборонка: крупнейший на полуострове машиностроительный завод «Фиолент», работающий с гособоронзаказом, в прошлом году нарастил объем производства на 3%, а в этом году собирается увеличить на 8%. «Фиолент» производит электроинструменты, трансформаторы, электродвигатели и автоматизированные корабельные системы управления.


Позитивный тренд наметился и для некоторых химических предприятий Крыма, например для ПАО «Крымский содовый завод» (Красноперекопск). В 2017 предприятие на 5,1% увеличило производство кальцинированной соды (до 608 тысяч тонн) и на 6,2% — натрия двууглекислого (пищевой соды) — до 26,72 тысячи тонн. В прошлом году компания смогла увеличить и продажи. Завод реализовал продукции на 400 миллиардов рублей больше в сравнении с предыдущим годом.

Фото: © sodaplant.ru
Фото: © sodaplant.ru

Последние годы химическая отрасль Крыма испытывала трудности из-за дефицита воды. В 2014 году Украина перекрыла Северо-Крымский канал, который обеспечивал до 90% потребностей Крыма в питьевой воде. Химические предприятия, для работы которых ежесуточно требуются десятки тысяч кубометров пресной воды, тогда резко сократили объемы производства.


Сельское хозяйство


Сельское хозяйство Крыма в прошлом году показало спад. Производство сократилось на 5,7%. С проблемами столкнулось животноводство — несколько вспышек африканской чумы подкосили поголовье свиней.


Перспективы


Директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров считает, что до 2027 года Крым вполне может стать регионом-донором. Он приводит в пример Калужскую область, которая за последние годы стала профицитным регионом.


«Там сделали хороший инвестиционный климат, и в регион вошли инвесторы и построили заводы (автомобильные, химические), фармкомпании», — объясняет Назаров.


«Правда, это единственный случай на памяти, когда регион-середнячок вдруг становится донором. Остальные изначально были небедными регионами», — добавляет собеседник, приводя в пример Пермский край, который периодически становится донором и получает дотации.


Назаров считает, что развитие Крыма будет зависеть от того, насколько активно на полуостров будет приходить бизнес. «Речь, скорее всего, пойдет об отечественном бизнесе, и скорее всего, это будут не крупные предприятия», — уточняет он.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Titov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Titov

Владислав Григоров из Экономической экспертной группы считает, что стимулом для роста Крыма станет недавно открытая автомобильная часть Керченского моста. «После открытия моста промышленность региона сократит транспортные издержки», — объясняет Григоров.


Однако, по мнению собеседника, Крым и в дальнейшем будет сильно зависеть от политики федерального центра и без развития инфраструктуры профицитным регионом стать не сможет. «Это также будет зависеть от экспортных возможностей региона и турпотока», — добавил собеседник.


«Крым — это политическая история. ГДР при СССР тоже получала очень большие деньги по сравнению с Венгрией и Чехословакией, она была нашей витриной. Никто не мешает и из Крыма сделать витрину. Если бы мы были побогаче, вероятно, и делали бы», — полагает профессор НИУ ВШЭ Иван Родионов.


Инфраструктурные проекты


Самый крупный инфраструктурный проект Крыма — строительство Керченского моста. На это потратили 227 миллиардов рублей. Автомобильная часть моста была открыта 16 мая. Строительство железнодорожной части продлится до 2019 года. За первые пять суток после открытия автомобильной части моста по нему проехало почти 90 тысяч машин, мотоциклов и автобусов.


Еще один грандиозный автодорожный проект на полуострове — федеральная трасса «Таврида». Она обойдется бюджету в 138,9 миллиарда рублей. Четырехполосная автотрасса пройдет от Керчи до Севастополя, ее длина составит 250,7 километра. Как и Керченский мост, «Тавриду» будут открывать постепенно. В конце 2018 года планируется пустить транспорт по двум полосам трассы на участке от Керчи до Симферополя. Движение по всей трассе откроется в декабре 2020 года.


Справка


Последние годы в России быстро сокращалось количество регионов-доноров, способных обеспечивать себя без субсидий из федерального бюджета. Самый низкий показатель пришелся на 2015 год, тогда всего девять регионов закончили год с профицитным бюджетом. Негативный тренд удалось переломить в 2016 году, а в прошлом году более половины регионов (45) показали прибыль. По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), прирост, в частности, обеспечили поступления от налога на прибыль.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...