Фармацевтическая компания «Эвалар» начала поставки своей продукции БАД (пищевые добавки) в Австралию. Это первый случай выхода российской фармкомпании на австралийский рынок.
Российский производитель заключил контракт с крупнейшим фармдистрибьютором Австралии API, который поставляет продукцию в более чем 1000 аптек на территории пятого континента. Туда направят линейку из 15 российских наименований: девять продуктов БАД и шесть видов чая, их разработали с учетом нормативных требований местного рынка. Первую партию российской продукции уже отгрузили.
В «Эваларе» отметили, что к выходу на новый рынок компания готовилась более трех лет, поскольку австралийский рынок БАД — один из самых жестко регулируемых в мире. Так, если в России и большинстве стран БАД — это пищевые добавки, то в Австралии они называются медицинскими (medical supplements), их оборот контролирует министерство здравоохранения и геронтологии страны.
Директор департамента внешнеэкономической деятельности ЗАО «Эвалар» Александр Головко добавил, что, несмотря на жесткое регулирование австралийского рынка БАД, в компании его оценивают как весьма перспективный.
«Согласно аналитическим данным, которыми мы располагаем, более 60% населения Австралии регулярно употребляют БАД, тогда как в России эта цифра не доходит и до 20%. Ежегодный оборот рынка БАД в Австралии достигает пяти миллиардов долларов, при этом, по данным международного маркетингового агентства IBIS World, последние пять лет этот рынок рос на 7-8%», — уточнили в фармкомпании.
Для выхода на австралийский рынок российский производитель адаптировал производство по требованию минздрава страны. Была полностью переработана упаковка продукции, ее разработало международное агентство Emedia Creative. А для регистрации продукции в Австралии «Эвалар» открыла офис в Сиднее.
Теперь российский производитель планирует обеспечить максимальную доступность своей продукции на полках магазинов в Австралии. По оценкам специалистов компании, в пятилетней перспективе у нее есть возможность занять до 1% рынка страны.
Ранее в Ассоциации российских фармацевтических производителей сообщили о переговорах по поставкам в Сирию наших лекарственных средств (ЛС). Речь шла о ЛС первой необходимости, в частности, антибиотиках. Как отмечал в беседе со «Штормом» глава ассоциации Виктор Дмитриев, российские производители лекарств могли бы поставлять в Сирию препаратов на общую сумму до 100 миллионов долларов в год (однако, по мнению Дмитриева, сирийские жители вряд ли смогут себе позволить такой объем лекарств).
Некоторые российские производители медикаментов тогда заявили «Шторму» о готовности зайти на сирийский рынок. В частности, в фармацевтической компании «Р-Фарм» заявили, что уже прорабатывают возможность поставок лекарств в Сирию.
В декабре 2017 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что за первое полугодие 2017 года экспорт российских лекарств вырос на 23,5%. Однако, как ранее сообщали СМИ, за девять месяцев 2017 года этот показатель увеличился только на 17%. Наибольший рост поставок российских препаратов за рубеж в денежном выражении в прошлом году был зафиксирован на Украине (26,4%) и в Узбекистане (13,3%).
Сейчас ведущие фармацевтические компании России регистрируют лекарственные препараты более чем в 60 странах мира.
Справка
«Эвалар» — это часть некогда мощного оборонного предприятия — Федерального научно-производственного центра «Алтай», расположенного в Бийске. В 1991 году научный сотрудник ФНПЦ Лариса Прокопьева приватизировала часть компании. Новая структура получила название «Эвалар» по именам основательниц: самой Ларисы Прокопьевой и полячки Эвы Домбровски, которая помогала развивать бизнес.
В первые годы своей деятельности «Эвалар» занималась выпуском косметики, а затем постепенно перешла на фармакологию, где и нашла свою «золотую жилу» — БАДы. Компания является крупнейшим производителем биологически активных добавок у нас в стране: выручка «Эвалара» в 2016 году (дата последнего отчета) составила 7,9 миллиарда рублей.
Пытаясь продвигать на рынок РФ свои БАДы, «Эвалар» часто попадала в скандальные и конфликтные ситуации. ФАС обвиняла компанию в том, что она рекламировала добавки («Инулин Форте Эвалар», «Турбослим» и другие) как лекарственные средства, а Роспотребнадзор — в том, что эффективность ряда добавок («Ци-Клим», «Пустырник Форте» и других) не доказана.
Однако к главному конкуренту «Эвалара» — РИА «Панда» — Роспотребнадзор относится с не меньшей строгостью. В 2016 году ведомство запретило выпуск препаратов этой компании — «Сеалекс» и «Али Капс». После этого продажи РИА «Панда» упали на 27,5%, а у «Эвалара» выросли на 24%.
Главным лоббистом «Эвалара» в органах государственной власти СМИ называют сына Ларисы Прокопьевой — депутата Госдумы Александра Прокопьева. Долгое время он входил в наблюдательный совет саморегулируемой организации — некоммерческое партнерство «Объединение производителей БАД к пище» — вместе с влиятельным депутатом Сергеем Железняком. Сейчас Госдуму в СРО представляет только Железняк.
Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», ЗАО «Эвалар» на 95,83% принадлежит 23 гражданам России, данные о которых не раскрываются. Еще 4,17% — у ЗАО НПК «Алтай», сведения об акционерах которого также закрыты. Сама Лариса Прокопьева в интервью в 2015 году на вопросах о владельцах «Эвалара» ответила, что это семейное предприятие.