Новости о падении цены нефти ниже нулевой отметки могут довести до паники не только биржевиков. Когда доллар взлетит до 100 рублей? Сможет ли российская нефтянка наполнить бюджет? Уже пора всерьез запасаться гречкой? Примерно такие вопросы возникают у россиян о нефтяном кризисе. Но, по словам экономистов, не стоит остро реагировать на игры спекулянтов в США. Главный негативный фактор сегодня — падение спроса на нефть из-за пандемии коронавируса. Остается ждать, для роста нефтяных котировок есть все основания. Daily Storm узнал, что произошло на американских биржах 20 апреля и что будет дальше.
Вечером в понедельник стоимость американской нефти марки WTI упала до минус 37,63 доллара за баррель, обновив исторический минимум.
Обвал произошел из-за массовых продаж нефтяных фьючерсов (контрактов на нефть), которые на бирже заменяют настоящие нефтяные баррели. На нью-йоркской товарной бирже NYMEX эти контракты поставочные, то есть участник торгов берет на себя обязательство поставить покупателю нефть к указанному сроку. Однако сам фьючерс можно продать и заработать на изменении его цены до истечения срока его обращения на бирже. 20 апреля был последний день торгов фьючерсами на техасскую нефть WTI с поставкой в мае. Началась игра на понижение.
Спекулянты уже понимали, что заключенная в апреле договоренность стран ОПЕК+, в том числе Саудовской Аравии и России, о сокращении нефтедобычи не сработает в ближайшее время. А вдобавок к негативному фону биржа разрешила цене нефти падать до бесконечности. При этом цена на июньский фьючерс на нефть WTI уверенно держалась в плюсе. Таковы сегодня ожидания игроков рынка, которые надеются на то, что мир постепенно начнет выходить из кризиса.
«Это был эксперимент со стороны регуляторов рынка — чикагской биржи CMЕ. Они объявили, что в виде исключения позволят котировкам майского фьючерса WTI выходить в отрицательную зону», — рассказал Daily Storm партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Очевидно, это экстраординарное решение, обычно в схожих ситуациях торги приостанавливаются. Московская биржа, где тоже торгуют контрактами на WTI, так и поступила 21 апреля.
«После окончания торгов люди, проводящие сделки на покупку-продажу [на NYMEX], вывели эту котировку в положительную зону: она стала стоить в районе одного доллара. Однако это продлится недолго, скоро на графиках останется июньский фьючерс WTI», — добавил Крутихин.
Минэнерго РФ во вторник выступило с заявлением, в котором отмечалась необходимость дождаться эффекта от сокращения добычи нефти: «Нефтяной рынок сейчас находится в крайне волатильном состоянии из-за резкого падения спроса, связанного с мерами по противодействию распространению коронавируса, с постепенным затовариванием хранилищ и неопределенностью сроков восстановления мировой экономики. Давление на рынок будет сохраняться до начала действия соглашения ОПЕК+ в мае, снижения добычи странами вне соглашения и облегчения ограничительных мер».
Сразу же отметим, что российская нефть марки Urals, которая поставляется на экспорт, продается на спотовом рынке, то есть сделки совершаются по принципу «здесь и сейчас» — покупатель приобретает сырье, а продавец получает деньги. Сейчас на практике трудно представить реальную поставку нефти по отрицательной цене. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что цены в минус не уходили. Цена нефти WTI действительно не влияет на стоимость Urals напрямую. Российская нефть традиционно стоит чуть дешевле эталонного сорта Brent, добываемого в Северном море. Brent влияет на ценообразование сортов нефти в Европе и Азии, а WTI — на цены сортов, добываемых в Западном полушарии.
Мы задались вопросом, что будет, если цена российской нефти приблизится к нулю. Выяснилось, что при таком варианте развития событий некоторые из экспортеров теоретически могут поставлять сырье с доплатой. Но гораздо вероятнее, что компании закроют скважины, которые можно без дополнительных затрат вывести из эксплуатации, а потом вернуть в строй. Это могут позволить себе крупные компании, которые делят российский нефтяной рынок: «Роснефть», «Газпром-нефть», «Лукойл», Сургутнефтегаз, «Татнефть». Подобный сценарий действий при кризисе видит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ. При этом он не согласился с постановкой вопроса о столь низкой цене. По его словам, до июня мировой рынок нефти будет сильно лихорадить, и цена на российский сорт Urals может снизиться до 10 долларов за баррель.
«Агентства уже сообщают, что отгружают по 17 долларов», — отмечает он. Предпосылок для роста цен на нефть сегодня пока нет, государства запаслись дешевым сырьем в хранилищах и будут при выходе из кризиса использовать именно его, а не покупать более дорогую нефть, считает экономист.
Множество экспертов отмечают, что снижение спроса на нефть в результате падения ее переработки из-за эпидемии коронавируса привело к нехватке нефтяных хранилищ по всему миру. О затоваривании хранилищ говорят не первый день, страны-экспортеры используют их как важный инструмент, в них резервируют сотни миллионов баррелей сырья, чтобы не останавливать добычу на месторождениях. Сейчас нефть становится негде хранить, остановить добычу не везде возможно из-за технических особенностей процесса, и пока еще далеко до возобновления авиасообщения и отказа от других карантинных мер. Научный сотрудник ВШЭ Марсель Салихов обращает внимание, что хранилища заполнятся «через полтора-два месяца», при этом у США еще достаточно свободных объемов. Большими резервами обладает и Саудовская Аравия. В конце концов мировая экономика начнет восстанавливаться и спрос будет расти, но страны выходят из карантина не синхронно, а значит, резкого роста цен на нефть не ожидается.
Итак, сообщения об отрицательной цене нефти не актуальны для России. О том, как события, происходящие в США, влияют на наполнение государственного бюджета, рассказал Daily Storm независимый эксперт топливного рынка Вячеслав Мищенко. Он пояснил, что поступления в казну от продажи полезных ископаемых нужно рассматривать на длительном отрезке времени. В какие-то промежутки бюджет не получает сверхдоходы от экспорта, уровень налогообложения для экспортеров при падении цен снижается.
«За то время, пока бюджет исполнялся из расчета 42,4 доллара за баррель, а нефть продавали дороже, сверхдоходы шли в Фонд национального благосостояния и другие фонды», — пояснил он.
При долгом периоде низких цен деньги из Фонда национального благосостояния пойдут на исполнение бюджета по самым важным социальным направлениям, а также в случае, если из-за сокращения нефтедобычи нефти пострадают города, ориентированные на добычу и или переработку нефти. Без работы при худшем сценарии там могут остаться тысячи людей, этой точки зрения придерживается Михаил Крутихин.
Средства из ФНБ также идут на плавное поддержание курса рубля. По словам директора New Riga Finance Club Василия Коновалова, недавно Центробанк и Минфин на внутреннем рынке продали 25 миллиардов долларов, чтобы правительство купило долю акций Сбербанка. Увеличение предложения поддержало рубль, сегодня же ЦБ, выбрасывая на рынок по 250 миллионов долларов ежедневно, удерживает сильный рубль, этого должно хватить на два-три месяца, дальше будет сложнее, считает эксперт.
Игорь Юшков напоминает, что зарплаты правительство платит в рублях, при этом от экспорта приходит дорожающая валюта. «Для власти не принципиален момент, сколько будет стоить рубль, — рассказывает эксперт Финансового университета при правительстве. — Понятно, что история со снижением цен надолго, и проедать все золотовалютные резервы, чтобы удержать курс рубля, не будут. Ну будет 100 рублей за доллар — и ладно. Минфин стандартно будет смягчать темпы падения. Курс уже не держат, они смягчают перепады».
Впрочем, государство в любом случае стремится исполнять социальные обязательства. В связи с этим можно вспомнить о событиях 2014 года, когда государство удерживало курс рубля в течение нескольких месяцев, а потом отпустило: рубль сначала плавно опускался с 30 до 45 единиц за доллар, а потом более резко пошел к отметке 60. Власти понимали, что неисполнение обязательств перед бюджетниками опаснее негативного эффекта от изменения курса валют.
Экспертное сообщество тем не менее ожидает постепенное улучшение ситуации. Перелом в борьбе с коронавирусом возможен в течение трех месяцев. Страны постепенно выходят из карантина. Считается, что в Китае вирус постепенно побеждают, вслед за КНР запускают производства и другие государства. Если осенью планету не накроет вторая волна эпидемии, то к концу года должны появиться первые существенные признаки оздоровления экономики.