После скандального эфира Георгия Габунии на телеканале «Рустави-2» в Москве задумались о возможной приостановке поставок минералки «Боржоми» и грузинского вина в Россию. Владимир Путин счел такое решение излишне суровым. Однако в конце июня, когда кризис в отношениях только назревал, Роспотребнадзор опубликовал список компаний, поставляющих в Россию некачественное вино из Грузии. Daily Storm рассказывает о том, как фирмы из перечня надзорного органа связаны с грузинскими политиками, из-за кого чуть не произошел международный скандал между Россией и Абхазией и какую роль в винной экономике Грузии играет Китай.
Россия сегодня — главный потребитель грузинского вина. По данным Грузстата, около 70% экспорта алкоголя приходится именно на Российскую Федерацию. В июне 2019 года Роспотребнадзор рассказал о том, что качество напитков из закавказской страны ухудшилось. Надзорный орган назвал восемь компаний, которые поставляют вино, не соответствующее российским требованиям. Две из них аффилированы с грузинскими политиками.
Война компроматов
Под прицел Роспотребнадзора попала винодельческая фирма Bolero & Cо. В начале этого года в Сети появилась информация о том, что завод этой компании связан с братьями лидера партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Бидзины Иванишвили. Как пишут местные журналисты, Адико и Александр Иванишвили ввозят в Грузию дешевый пшеничный спирт, оформляют его под видом грузинского, после чего отправляют товар на экспорт.
В этой схеме задействованы сразу несколько заводов, в числе которых есть предприятие винной компании Bolero & Co. Сама фирма была основана в 2012 году. В 2015 году она выиграла аукцион по продаже государственного винзавода «Грузвинпром». Грузинские журналисты отмечают, что при продаже одним из кредиторов завода был банк «Карту», принадлежащий Бидзине Иванишвили.
Сам Иванишвили пришел в политику в 2011 году, тогда у власти был Михаил Саакашвили. Бизнесмен разочаровался в главе государства и создал политическую партию «Грузинская мечта — Демократическая Грузия». Уже в октябре следующего года оппозиция вытеснила Саакашвили из правительства.
Иванишвили занял место премьер-министра Грузии. На своем посту бизнесмен проводил политику сближения с Евросоюзом и НАТО, параллельно с этим пытался нормализовать грузино-российские отношения.
«Грузинская мечта» до сих пор находится у власти, но в последнее время стремительно теряет рейтинг. К слову, представители партии осудили поступок журналиста «Рустави-2», который в эфире телеканала обматерил Владимира Путина.
Возвращаясь к Bolero & Co, стоит упомянуть, что в 2016-м винная компания спонсировала «Грузинскую мечту». Однако новость об интересах семьи Бидзины Иванишвили в Bolero & Co распространил новостной портал presa.ge.
Захват
Вторая компания, попавшая в список Роспотребнадзора, — Badagoni. Она принадлежит бывшему парламентарию от блока «За новую Грузию» Георгию Салакая. Бизнесмен поссорился с Давидом Бежуашвили — братом экс-главы Службы внешней разведки Грузии Гелы Бежуашвили. Конфликт произошел как раз из-за винодельческой компании Badagoni.
Георгий Салакая обвиняет Бежуашвили в попытке захвата его бизнеса. В январе 2018 года грузинские силовики возбудили уголовное дело после заявления кипрской фирмы Grakoro Trading Limited, которой ранее принадлежала винодельня.
Представители компании говорят, что Салакая попросил переоформить на него долю в Badagoni (с возвратом), чтобы получить ссуду в банке. Кипрская фирма выполнила просьбу, но бизнесмен так и не вернул доли.
Салакая утверждает, что заявление на него написал Владимир Джанджгава, который приходится родственником одному из соучредителей кипрской компании, владевшей Badagoni. Георгий Салакая убежден, что Джанджгава — приближенный бизнесмена Давида Бежуашвили. По его мнению, он и был инициатором судебных разбирательств.
В биографии Давида Бежуашвили есть два интересных момента. Российские СМИ пишут, что в 2008 году он был начальником грузинской разведки (тогда шла война в Южной Осетии). Сейчас Бежуашвили занимается бизнесом, ему принадлежит 30%-ная доля в телеканале «Рустави-2».
Патенты
Грузия славится своим колоритом и традициями. Именно поэтому закавказская страна патентует свои национальные бренды. В 2012 году она отстояла право на три наименования вина — «Цинандали», «Киндзмараули» и «Хванчкара». Они были зарегистрированы в Германии компанией Moscow Wines and Spirits. Однако проблемы, связанные с принадлежностью брендов, по-прежнему есть.
Три года назад Госстандарт Абхазии заявил, что в России продаются грузинские вина под видом абхазских. Под прицел надзорного органа попала российская компания «Винный стиль», которая поставляла в Россию вина абхазских брендов «Дары Лыхны», «Тайна Рицы», «Лоза Абхазии» и «Вечер в Гаграх».
По мнению Госстандарта Абхазии, дистрибьютор под видом абхазских вин продавал напитки, произведенные в Грузии компанией Batono (она есть в свежем списке Роспотребнадзора). Также «Винный стиль» попытался зарегистрировать товарные знаки в Роспатенте.
Из-за этого инцидента чуть не произошел международный скандал. Однако конфликт замяли, Роспатент отозвал заявки ООО «Винный стиль».
Нидерландский холдинг
За январь-апрель 2019 года Грузия вышла на второе место по импорту тихого вина в Россию (уступила только Испании). Ее доля в поставках составила 17%. В пересчете на объем это 14,8 миллиона литров. Или 34 миллиона долларов.
ООО «Компания Грузинских вин и алкогольных напитков» (тоже из списка Роспотребнадзора) производит вино под брендом «Тамада». Компания входит в состав нидерландского холдинга Marussia Beverages BV, которая в работает в России под юридическим лицом «Маруся Бевереджис Рус».
Кроме поставок вин из Грузии, компания занимается дистрибуцией элитного алкоголя. Самый известный бренд — водка Mamont. В течение последних 10 лет спиртное разливалось на Иткульском спиртзаводе, расположенном в Алтайском крае.
Производственные мощности Marussia Beverages арендовала у холдинга «Кристалл-Лефортово». Российской компании Иткульский спиртзавод достался после слияния в 2017 году со «Статус-Групп». Daily Storm упоминал эту компанию в материале об алкогольном бизнесе.
Грузинская экспансия в Китай
Вторым по объему экспорта получателем грузинского вина после России стала Украина, следом за ней идет Китай. Вот уже несколько лет Грузия ведет переговоры с Пекином о создании нового Шелкового пути, который должен облегчить доставку товаров из КНР в Европу. Этим намерены воспользоваться грузинские виноделы.
Так, например, руководитель компании «Традиционное кахетинское виноделие» (в списке Роспотребнадзора) Зураб Чхаидзе активно развивает продажи грузинского вина в Китае. По словам главы компании, в 2018 году «Традиционное кахетинское виноделие» экспортировало в Поднебесную около 200 тысяч бутылок. Другие компании из списка Роспотребнадзора (Corporation Georgian Wine, Bagrationi 1882, Georgian House of Wine) также активно осваивают китайское направление.