Банки Кипра начнут закрывать офшорные компании (shell companies), которые не ведут реальной деятельности. Такое предписание им дал Центробанк страны. Опрошенные «Штормом» эксперты говорят, что этот удар коснется в первую очередь организаций, работающих с серыми деньгами. При этом они не исключают, что оставшийся на Кипре российский бизнес начнет переходить на другие рынки.
Речь идет о счетах компаний, учрежденных в таких популярных офшорных юрисдикциях, как Сейшелы, Белиз или Британские Виргинские острова. Согласно новым требованиям кипрского ЦБ, чтобы открыть счет, фирмы должны будут раскрывать информацию о происхождении денег и о своем бенефициаре.
Финансовый аналитик Владимир Левченко связывает происходящее с давлением на российские компании. По его мнению, отечественным предприятиям придется искать другие офшорные юрисдикции. Например, переориентироваться в сторону Азии, в частности, Гонконга. Этот переход потребует дополнительных расходов, отмечает собеседник. «Санкции против России как раз и направлены на создание для бизнеса дополнительных издержек и снижение эффективности экономики», — считает Левченко.
Независимый финансовый аналитик Дмитрий Тратас полагает, что наступление на счета офшорных компаний, да и недоверие к российским компаниям — общемировой тренд. Он напоминает о банковском кризисе в Латвии. «Поcле ликвидации банка ABLV латвийские банки стали бояться работать с нерезидентами Латвии, в первую очередь с резидентами России. Это мировая тенденция», — говорит Тратас. По его словам, власти многих стран давно уже пытаются закрывать счета так называемых Shell-компаний (офшоры).
«Речь идет о компаниях, у которых нет реального офиса, страна их регистрации не требует отчетности, и ими не ведется деятельность на территории страны. Сейчас закрывают счета компаний, которые не могут подтвердить деятельности, своего бенефициара и не могут подтвердить, откуда у бенефициара берутся деньги. Это все признаки грязных денег — или отмывки денег. Мировые тенденции давно идут к тому, чтобы закрывать таким деньгам дорогу повсюду», — объясняет собеседник. Он уверяет, что эти меры, скорее всего, не коснутся компаний, которые занимаются международным бизнесом и могут подтвердить происхождение своих денег.
Заведующий сектором исследований Европейского союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин полагает, что кипрские власти намерены закрыть компании-однодневки, которые были учреждены на Кипре, чтобы по низкой налоговой ставке получать и переводить деньги из других стран. «Формально на Кипре до сих пор может существовать несколько десятков или сотен тысяч таких компаний, но реальной деятельности они не ведут», — поясняет Квашнин. По его словам, многие из них были созданы россиянами. Теперь власти хотят эти фирмы закрыть. На действующий в стране российский бизнес меры не повлияют, утверждает собеседник: на Кипре осталось не так уж много российских компаний.
«Доля российского капитала на Кипре за последние годы резко сократилась, потому что он деофшоризировался и стал соответствовать принципам работы в зоне ЕС. Компании теперь должны открывать своих бенефициаров», — уточняет Квашнин.
По словам Дмитрия Тратаса, российский бизнес стал экстренно уходить с Кипра после банковского кризиса 2013 года. Речь идет о закрытии Laiki Bank.
«Многие российские бизнесмены открывали там счета. Потом начались проблемы у банка FBME, который тоже был популярен среди россиян. После этого отечественный бизнес стал уходить из Кипра. Да и офшорного бизнеса там вообще мало осталось», — констатирует Тратас.
Управляющий директор инвестиционной компании «Московские партнеры» Евгений Коган называет решение кипрских властей «неприятным». Эксперт утверждает, что многие российские компании до сих пор держат холдинговые и страховые фирмы на Кипре.
Как рассказывал «Шторм», в кипрских офшорах (Boges Ltd.) «прописана» Богучанская гидроэлектростанция, расположенная на реке Ангара (Красноярский край). Часть предприятия принадлежит алюминиевому концерну РУСАЛ миллиардера Олега Дерипаски. С кипрскими офшорами (Belserve Consultants Limited) также связана группа алмазодобывающих компаний АЛРОСА. Также свои офшоры на Кипре есть у корпораций «Ростех» и компании «Газпром» — Holysbridge Holdings Limited и Velasco Holding & Services соответственно.
Cвои бизнесы в кипрских офшорах держали также миллиардеры Аркадий и Борис Ротенберги. Акции принадлежавшего им «Газпром бурение» в разное время находились у кипрских Causeway Consulting Limited, Culloden Properties Limited и Highland Ventures Group Limited (в конце 2017 года Ротенберги переоформили компанию на себя). С офшорными структурами работало ОАО «ГМК «Норильский никель» Дерипаски и Владимира Потанина.
С офшорами, согласно данным СПАРКа, был связан частично подконтрольный Абрамовичу Нижнетагильский металлургический комбинат — ЕВРАЗ НТМК (кипрская «Стилтрейд Лимитед»), а также ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» (Mastercroft Limited) и ХК «Металлоинвест» (USM Investments Limited).