«Шторм» рассказывает историю OFAC, могущественной американской спецслужбы по санкциям, и ее главы — неприметного госслужащего (наверняка вы никогда о нем не слышали), в чьих руках были судьбы российских чиновников и олигархов. Вспоминаем и тех, кто в Госдепе курировал санкционную деятельность.
Последние три года главным чиновником США по санкциям был Джон Смит. Он руководил агентством по контролю над иностранными активами Минфина США (OFAC) — именно это ведомство отвечает за большинство санкционных кампаний. Под руководством Смита OFAC ввело одни из самых мощных санкций в истории Америки, в том числе против России, Ирана, Сирии и Северной Кореи. В начале мая 2018 года Смит уходит в отставку. Рассказываем, кто это и как он стал главным куратором американской санкционной политики.
Агент Смит
Джон Смит провел на госслужбе почти 20 лет. Он занимался вопросами противодействия терроризму, в том числе санкциями против террористических группировок «Аль-Каида» и «Талибан» (запрещены в России) в СБ ООН.
Смит изучал политологию и журналистику в Миссурийском университете и окончил факультет права Колумбийского университета. Джон — доктор юридических наук. После учебы Смит устроился работать в американскую юридическую фирму Wilmer Cutler Pickering Hale and Dorr (на тот момент Wilmer, Cutler & Pickering). Затем стал служащим апелляционного суда третьего округа США. Как он сам вспоминал, будучи частным адвокатом он смог помочь незаконно осужденному, которого приговорили к смертной казни.
C 1999 года Смит работал в Министерстве юстиции США, там начал строить карьеру в отделе по борьбе с терроризмом. Он разбирался с делами подозреваемых, которые обжаловали в суде свое задержание, и проверял их возможных сторонников.
В 2003-м Смит продолжил изучение методов борьбы с терроризмом уже в Новой Зеландии. Туда он отправился по обмену, чтобы изучить, как новозеландский Минюст принимал антитеррористический закон после теракта 11 сентября 2001 года в США (взрывы башен-близнецов в Нью-Йорке).
В 2004 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назначил Смита экспертом в группу СБ ООН по контролю за санкциями против «Аль-Каиды» и «Талибана». (Cанкции СБ ООН против движения «Талибан» были введены в ноябре 1999 года за отказ выдать США лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена).
В организации отмечали, что Джон имел опыт выявления террористов и заморозки активов.
История спецслужбы по санкциям
В 2007 году Смит пришел в санкционное агентство Минфина OFAC, уже тогда считавшееся могущественным ведомством. Предшествовавшая OFAC организация была создана еще во время Второй мировой войны для контроля за активами немецких, японских и итальянских компаний и агентов. Тогда это ведомство назвали The Control. Оно было инструментом по контролю активов недружественных США режимов, писал в своей книге «Treasury's War: The Unleashing Of A New Era Of Financial Warfare» заместитель помощника президента и заместитель советника по национальной безопасности по борьбе с терроризмом при администрации Джорджа Буша-младшего Хуан Зарате.
Во время Корейской войны (1950-1953 годы) ведомство в первую очередь интересовалось китайскими активами (в октябре 1950 года Китай и СССР вмешались в ход войны).
После Карибского кризиса OFAC работал над санкциями против Кубы. В конце 70-х OFAC занялся Ираном после того, как в стране произошел захват американских заложников 4 ноября 1979 года (в стране 444 дня удерживались в заложниках 52 американца, среди них были дипломаты США). Тогда начался многолетний дипломатический кризис в отношениях США и Ирана.
Поворотным моментом для OFAC стал теракт 11 сентября 2011 года. Тогда все еще небольшое агентство с сотней сотрудников стало инструментом ведения финансовых войн.
В 2007 году в OFAC пришел Джон Смит, он занял должность заместителя директора агентства и проработал в агентстве на руководящих должностях 11 лет. При Смите ведомство реализовывало около 20 санкционных кампаний, в том числе самые крупные, — против России, Ирана, Северной Кореи и Сирии.
Против России OFAC вводил санкции по обвинениям в дестабилизации ситуации на Востоке Украины, вмешательстве в выборы США, по делу Магнитского и распространению вируса Petya и по иным основаниям.
Под удар OFAC попадали высокопоставленные чиновники Венесуэлы. Агентство внесло в «черный список» вице-президента страны Тарека эль-Айссами из-за его предполагаемой связи с оборотом наркотиков. Под санкциями оказался 271 сотрудник Сирийского научно-исследовательского центра по подозрению в разработке химоружия.
Доставалось от OFAC и американским крупным игрокам — в июле 2017 года ведомство оштрафовало корпорацию Exxon Mobil (крупнейшая частная нефтяная компания в мире) на два миллиона долларов за контракты с российской «Роснефтью».
Exxon c позицией санкционного ведомства не согласилась и подала иск в суд. Руководивший в тот момент корпорацией Рекс Тиллерсон неоднократно говорил о неприемлемости антироссийских санкций, что неудивительно, если верить информации СМИ о близком знакомстве Тиллерсона с Сечиным.
Exxon планировала вместе с «Роснефтью» развивать нефтяные месторождения в Арктике и Черном море. Но в 2014 году Минфин США запретил предоставлять технологии и оказывать услуги для проектов России на арктическом шельфе, на глубоководных проектах и участках с трудноизвлекаемыми запасами. Тогда Exxon заморозила свои российские проекты, а в 2018 году, не выдержав санкционного давления, начала из них выходить.
Кураторы санкций в Госдепе: агент Фрид
В Государственном департаменте США санкционную политику курировал бывший американский дипломат с сорокалетним стажем Дэниел Фрид. Он работал на постсоветском пространстве еще с начала 80-х.
Будучи студентом, Фрид жил в Москве, специализировался на исследованиях СССР в Корнеллском университете (1975). Позднее он поступил на службу в Министерство иностранных дел США, с 1980-го по 1981 год работал консулом США в Ленинграде, затем сотрудником по политическим вопросам в посольстве США в Белграде (1982-1985 годы) и наконец занимался делами Советского Союза в Госдепе (1985-1987 годы).
Именно Фрид разрабатывал американскую политику в Европе после распада Советского Союза. Он разработал и политику расширения НАТО для стран Центральной Европы, и в то же время трудился над развитием отношений Россия — НАТО.
С 2014 года Фрид занял пост координатора Госдепа по санкционной политике. Он участвовал в разработке самых мощных антироссийских санкций совместно со странами Европы, а также с Канадой, Японией и Австралией — чтобы те присоединились к демаршу против РФ. Эти меры были названы ответом на так называемую агрессию России против Украины.
Сейчас Фрид выступает экспертом в американском аналитическом центре Atlantic Counsil. Он вместе с женой и дочерью живет в Вашингтоне, в небольшом доме с участком в полторы сотки. Фрид ушел с поста главного по санкциям в Госдепе в 2017 году. Уходя в отставку, в своей речи он раскритиковал Трампа.
В сентябре 2017 года госсекретарь Рекс Тиллерсон, которому Трамп, в частности, поручил курировать санкционную политику, ликвидировал отдел Фрида по санкциям в Госдепе. Отдел был создан еще при госсекретаре Хиллари Клинтон. Он должен был координировать санкционную политику с Минюстом — то есть с OFAC. После ликвидации офиса полномочия Тиллерсона передали отделу по политическому планированию. Это произошло на фоне пропуска администрацией президента США Дональда Трампа сроков введения очередных санкций. Американские сенаторы Бен Кардин и Джон Маккейн тогда поставили под сомнение приверженность Трампа санкциям против России.
Критиковал Трампа и бывший высокопоставленный американский чиновник по санкциям в администрации Обамы — Питер Харрелл. Он ругал нынешнего американского лидера за отказ его администрации от введения очередных санкций против России, после того как директор ЦРУ Майк Помпео заявил об обеспокоенности возможным вмешательством России в предстоящие промежуточные выборы в конгресс в ноябре 2018 года.
Харрелл пришел на госслужбу из журналистики — трудился в компании Congressional Quarterly. В 2008-м он работал в избирательной кампании Барака Обамы, возглавлял избирательный штаб Висконсина. После избрания Обамы попал в Госдеп, в отдел по планированию политики ведомства. Там Харрелл руководил разработкой экономической повестки дня госсекретаря Хиллари Клинтон. В 2012 году он стал заместителем помощника секретаря по финансированию и санкциям в области противодействия угрозам (TFS) в Бюро Госдепа. Там он занимался санкциями против Ирана, России и Сирии, а также прорабатывал смягчение ограничений против Мьянмы и Кубы.
Харрелл договаривался с азиатскими странами (Японией, Вьетнамом, Южной Кореей и Сингапуром), чтобы те присоединились к карательным мерам против России из-за вхождения Крыма в Россию.
В госдеповском журнале за 2014 год Харрелл объяснял, что санкции стали любимым инструментом США на внешней арене. По его мнению, санкционная политика показала свою эффективность в Иране: страна пошла на переговоры по ядерной программе. Против России санкции тоже оказались весьма действенными, — страна достаточно заплатила за якобы вмешательство в ситуацию на востоке Украины, пишет Харрелл. Впрочем, он отмечает, что большую роль в санкционной политике играют зачастую союзники США, нежели сами Штаты, поскольку в случае с Россией у них более развитые торговые связи.