Глава Минкомсвязи Николай Никифоров попытался успокоить крупных операторов сотовой связи и интернета «посильной» платой за внедрение пакета антитеррористических поправок, известного как «пакет Яровой» — вместо триллионов рублей им предлагается заплатить даже не сотни, а всего несколько десятков миллиардов рублей, такие траты, по задумке министерства, не должны привести к «драматическому» росту цен. Эксперты говорят, что пока трудно определить, за счет чего именно министерство намерено многократно сократить расходы, и отмечают, что даже эти суммы по-прежнему очень велики для основных игроков на рынке телекоммуникаций. «Шторм» показывает, какую долю годовой прибыли предположительно придется тратить членам «большой четверки» операторов мобильной связи и интернета на внедрение «пакета Яровой».
К примеру, один из крупнейших операторов сотовой связи МТС, выручка которого в 2016 году составила 50,65 миллиарда рублей, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), придется потратить на исполнение требований «закона Яровой» 43 миллиарда рублей. Сама компания ранее оценивала траты на «пакет Яровой» в несколько десятков миллиардов рублей.
ПАО «Мегафон», чистая прибыль которого в 2016 году составила 36,6 миллиарда рублей (45 миллиардов в 2015 году) оценивает суммарные затраты компании в течение пяти лет на выполнение «пакета Яровой» в 35-40 миллиардов рублей. В компании «Шторму» уточнили, что рассчитали сумму исходя из требований по хранению трафика передачи данных в течение месяца, а голоса — до полугода. При этом в «Мегафоне» добавили, что участникам отрасли все-таки удалось достигнуть компромисса в переговорах с государством по объемам и срокам хранения информации — вместо шести месяцев хранения данных срок был сокращен до одного месяца.
Еще один крупный оператор связи, ПАО «ВымпелКом» (основной бренд — «Билайн»), по оценке РСПП, может потратить на внедрение пакета антитеррористических поправок до 63 миллиардов рублей (в 2016 году годовая выручка компании составила 19,787 миллиарда рублей, в 2015 — 32,618 миллииарда).
Однако пока крайне трудно спрогнозировать, какие именно суммы в конечном итоге придется потратить операторам, поскольку подзаконные акты о сроках и объемах хранения трафика еще не утверждены, а сертифицированное оборудование для внедрения системы еще не разработали, указывает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
«Даже если согласиться с тем, что эти оценки справедливы, это в любом случае удвоит CAPEX компаний (CapitalExpenditures — основная часть затрат инвестиционных проектов. — Примеч. «Шторма»). Кроме того, надо понимать, что это не единовременная выплата, потому что объем данных постоянно увеличивается, более того, устройства хранения имеют ограниченный срок жизненного цикла. Это значит, что через три года операторам придется заплатить еще», — объяснил специалист.
Ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Урван Парфентьев не исключает, что отдельные операторы или даже подавляющее большинство участников индустрии могут пропустить срок исполнения требования пакета поправок. «В таком случае все будет зависеть от того, как на это отреагирует государство, однако судя по тому, что «закон Яровой» позиционировался как вопрос государственной безопасности, позиция здесь скорее бескомпромиссная», — считает Парфентьев. В свою очередь, телеком-эксперт Михаил Климарев уверен, что крупные операторы попытаются максимально оттянуть внедрение поправок и могут устроить «итальянскую забастовку».
Расходы операторов обязательно скажутся на чеке потребителей, отмечает Урван Парфентьев. «Исходя из практики, выпадающие доходы компаний обычно перекладываются на потребителя. В данном случае альтернативы не будет», — подчеркнул специалист, отметив, что увеличение цен будет напрямую зависеть от общей суммы дополнительных затрат компаний и времени на их выплату.
Карен Казарян считает, что потеря денег на реализации «пакета Яровой» может подтолкнуть операторов к двукратным повышениям цен. В свою очередь, телеком-эксперт Михаил Климарев считает, что операторы не рискнут резко повышать цены — это не позволят сделать конкуренция и вмешательство Федеральной антимонопольной службы. По его мнению, повышение цен в первую очередь коснется интернета, поскольку его трафик продолжает расти, и значительно в меньшей степени сотовой связи.
Климарев также отмечает, что внедрение «пакета Яровой» может заставить операторов на несколько лет оставить в стороне крупные проекты — по строительству дополнительных сетей и развитию сетей 5G. С этим согласен Карен Казарян. По его словам, операторы уже сейчас задумываются о совместном использовании инфраструктуры сетей нового поколения для снижения затрат.
Справка
Антитеррористический пакет поправок, подготовленный вице-спикером Госдумы Ириной Яровой и сенатором от Хабаровского края Виктором Озеровым, был принят Госдумой в июне 2016 года. В начале июля закон подписал президент России Владимир Путин. Закон, в частности, вводит требования для операторов связи и интернет-сервисов по хранению информации.
Закон сразу вызвал волну критики со стороны подавляющего большинства участников рынка телекоммуникаций. Mail.ru Group тогда оценила разовые капитальные затраты на реализацию проекта в 1,2–2 миллиарда долларов, что троекратно превышало годовую выручку группы. Расходы МТС совместно с МГТС в случае выполнения группой всех требований закона компания первоначально оценила в 1,7 триллиона рублей (это кратно превышает весь годовой оборот компании), а при сокращении типов трафика для хранения и его объемов — 400 миллиардов рублей.
«Вымпелком» первоначально оценил затраты на исполнение требований закона «в районе одного триллиона рублей», «МегаФон» — на уровне 938 миллиардов рублей. Расходы всех российских операторов связи к 2019 году Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) оценил в 10 триллионов рублей.
«Закон Яровой» предписывает операторам и организаторам распространения информации (ОРИ) с 1 июля 2018 года хранить аудиозаписи звонков, содержание переписки и другие виды коммуникаций пользователей. Максимальный срок хранения был обозначен — до шести месяцев. Но в октябре 2017 года Минкомсвязи предложило сократить срок хранения данных по пакету Яровой до одного месяца, предполагалось, что это значительно сократит расходы операторов на реализацию пакета поправок.