Во время прямой линии президента России Владимира Путина спросили, почему значительно подорожали цен на перелеты из Москвы на Дальний Восток. В ответ глава государства рассказал, что правительство обнулило НДС на перевозки на Дальний Восток и предложил расширить программу льгот. С чем связано увеличение цен и как предложенные Путиным меры могут исправить ситуацию — в материале «Шторма».
Чтобы обеспечить россиянам доступные цены на перелеты на Дальний Восток, государство выделяет субсидии. На льготные авиабилеты могут рассчитывать молодые люди до 23 лет и пенсионеры. Стоимость билета из Москвы во Владивосток по такому тарифу стоила около 14,8 тысячи рублей (в обе стороны), в Хабаровск — 14,4 тысячи рублей. Билет до Петропавловска-Камчатского обходился в 15 тысяч. Хотя программа льготных перевозок была рассчитана до конца 2018 года, денег в казне хватило только на неделю: все льготные билеты «Аэрофлота» (крупнейший перевозчик) оказались раскуплены еще в начале апреля. Владимир Путин предложил «расширить географию применения субсидий».
По рыночным ценам перелет из Москвы во Владивосток и в обратную сторону сейчас стоит от 22 до 43 тысяч рублей (данные сервиса Aviasales). Авиабилеты до Хабаровска в июне обойдутся в 21-37 тысяч рублей, в июле их цена начинается от 22 тысяч рублей (в обе стороны). Слетать из Москвы в Петропавловск-Камчатский в июне будет стоить 22-62 тысячи рублей. А вот в июле самый дешевый билет продадут уже за 40 тысяч рублей, в августе — за 32 тысячи.
С чем связан рост цен?
Как объясняет советник руководителя Ростуризма и гендиректор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин, причины повышения цен на авиабилеты — помимо сезонного изменения тарифов — спрос на это направление, повышение цен на топливо и рост аэропортовых сборов. Цены на авиационный керосин за последние две недели выросли с 40 до 50 тысяч рублей за тонну, говорит собеседник. За полгода, согласно данным биржи, авиакеросин подорожал на четверть (до 43 011 рублей за тонну).
Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП ГосНИИ ГА Александр Фридлянд связывает рост цен на авиакеросин с политикой поставщиков топлива, мировой ценой, обесцениванием рубля и косвенно — с экспортом сырья Россией.
Как снизить цены?
Накануне правительство обнулило НДС на перевозки на Дальний Восток. Это решение кабмин принял еще в ноябре прошлого года. Минфин тогда подготовил соответствующий законопроект. По оценке советника руководителя Ростуризма, это позволит снизить стоимость авиабилетов на 5-7%.
«Предложенная правительством мера стимулирует перевозки региональных авиакомпаний. Она делает более доступной поездки на курорты из российских городов в обход Москвы», — объясняет собеседник.
Благодаря обнулению НДС выиграют и перевозчики: они смогут сэкономить 10 миллиардов рублей, заявили в Минтрансе. Александр Фридлянд считает, что именно авиакомпании лоббировали принятие этого законопроекта.
Кроме того, для обеспечения доступных цен на авиабилеты государство должно контролировать стоимость топлива, аэропортовые сборы и развивать отечественный авиапром, полагает Дмитрий Горин. Он также предлагает увеличить число пакетных туров. «В этом случае оператор покупает перевозку оптом, она обходится намного дешевле, соответственно, и цена авиабилетов будет ниже», — заключает собеседник.
Справка
По данным Минтранса, в 2017 году авиакомпании перевезли на дальневосточных маршрутах более шести миллионов человек, из которых 585 тысяч — по субсидиям из федерального бюджета.