В Сети появляется все больше и больше историй о том, как московские таксисты обманывают иностранных гостей чемпионата мира по футболу. Они многократно завышают цены на поездки и даже якобы запирают пассажиров в машине до тех пор, пока те не выплатят требуемой суммы. Корреспондент «Шторма» решил проверить, насколько реальны эти обвинения и, притворившись иностранцем, отправился в аэропорт Шереметьево, чтобы оттуда на такси добраться до Москвы.
Последние недели СМИ активно пишут об инцидентах с гостями ЧМ-2018 в московских такси. Сообщалось, что 9 июня таксист отвез туриста от центра столицы до терминала D «Шереметьево» за 23 тысячи рублей. Водитель якобы удерживал пассажира в машине, пока тот не отдал деньги. Похожая ситуация произошла еще до начала чемпионата, — в апреле московский таксист якобы требовал 10 тысяч рублей за поездку у британских болельщиков, прибывших на матч четвертьфинала Лиги Европы между ЦСКА и «Арсеналом».
Во время чемпионата инциденты с таксистами происходили и в Петербурге, — 13 июня местный за двухкилометровую поездку по Невскому проспекту с мексиканки взял семь тысяч рублей. Еще раньше, 10 апреля, петербургский водитель черных «Жигулей», не удовлетворившись оплатой, проломил французу череп и забрал деньги.
Сразу скажем, что c такими ЧП при написании публикации мы не столкнулись. Да, таксисты действительно поднимают прайс, в среднем в полтора-два раза, но с выросшими на порядок ценами нам столкнуться не удалось. Мой маршрут начинался в аэропорту Шереметьево, откуда я должен был взять такси и добраться до метро «Аэропорт» (там находится дорогая редакция «Шторма»).
По прибытии на «Шарик» я сразу отыскал остановку такси и принялся приставать к водителям с вопросами на английском языке о цене поездки. Вся стоянка была оккупирована водителями «Яндекс.Такси». Моим первым собеседником оказался полный молодой человек монголоидного типа лет 30 с веселым грушевидным лицом. Опустив стекло, он предложил мне сесть в машину. Я поинтересовался о цене поездки до metro Airport.
«До аэропорта?» — удивился мужчина. «До какого аэропорта?» — переспросил он. Я потратил около двух минут, чтобы объяснить, где находится место, куда я хотел добраться. Отказавшись от этой затеи, я открыл схему метро, протянул водителю телефон, уверенно указывая на метро «Аэропорт». Уловив «месседж», он протянул мне в обмен свой смартфон, набрав на дисплее 1500.
«Too much», — отрезал я, отрицательно покачав головой, и предложил свой вариант — тысячу рублей (столько просят за поездку по этому маршруту «Яндекс.Такси» и Gett). Таксист стер с экрана мое предложение и набрал 1200. Я отказался и отправился к другой машине. Сзади доносился возглас: «Хорошо, брат, постой, тысяча!»
Следующим у меня на пути оказался автомобиль с большим багажником (разумеется, снова «Яндекс.Такси»). Водитель универсала, молодой парень кавказской внешности, предложил доехать до «Аэропорта» за две тысячи рублей. Сообразив, что меня не устраивает цена, он улыбнулся. «Дорого, да. Ну машина большой, поезжай на маленьких», — рекомендовал собеседник.
Я переходил от одного такси к другому, задавая одни и те же вопросы. Мимо безостановочно сновали автомобили «Яндекс.Такси». Каждую минуту около десятка машин наполнялись туристами и уезжали в направлении Москвы. Так прошло около двух часов, и у меня сложился определенный прайс: 1000, 1500 и 2000. Признаюсь, я ожидал нарваться на более экстремальные предложения. Но, к удивлению, половина моих собеседников вообще не завышали цены, пробивая маршрут по приложению «Яндекс.Такси». Остальные охотно торговались и большинство безропотно сбрасывали цену и быстро соглашались на поездку за тысячу. Кажется, если бы я назвал еще меньшую сумму, кто-то из них все равно бы согласился.
Ко мне сзади подошел парень, родом, вероятно, из какой-то из прикаспийских стран. Его «Яндекс-мобиль» стоял поблизости. Странно, но за все это время ему не удалось найти клиентов. Он встал в шаге от меня и, глядя на ряд проезжающих автомобилей, неуверенно спросил: «Куда?»
«I am waiting for a friend. I don’t need a car», — ответил я, устав от однотипных бесед. Таксист понимающе кивнул и достал телефон. Он открыл гугл-переводчик и стал наговаривать: «Куда ехать надо?» Парню потребовалось несколько раз повторить, чтобы приложение распознало его слова. Радуясь успеху, он протянул мне телефон. «Where to go», — машинально прочитал я, и тут же ответил: «Metro Airport».
В предчувствии победы собеседник стал действовать активнее. Оборачиваясь по сторонам, он выстреливал фразу «куда поедищь?» в микрофон, будто находясь на поле боевых действий и передавая артиллерии по рации сведения о местоположении противника. Наконец ему удалось донести до гугл-переводчика смысл сказанного. И я, взглянув на результат, ответил: «One thousand», и показал один палец. Таксист молниеносно согласился. Кажется, он был близок к сделке дня. Я поспешил его расстроить и объяснил, что буду ждать друга около 20 минут. Это известие ничуть не омрачило счастье таксиста, он согласился на предложенные условия и я удалился.
Порядочно устав от затянувшегося эксперимента, я приземлился на лавку и стал наблюдать. Рядом со мной сидел крепкий мужчина, на вид ему было немногим меньше 30 лет. Родом из Таджикистана, Акобир, приехал в Россию около 10 лет назад. Последние два года он провел в Москве. Здесь он работает водителем «Яндекс.Такси», признается, что пройти тест в компании сложно. Для этого нужно заплатить около 1500 рублей вступительного взноса (для иностранцев дороже) и хорошо подготовиться. Зато устроившись, можно неплохо зарабатывать. Сейчас, по словам Акобира, после прилетов иностранцев у водителей особенно много заказов. «У меня в день до девяти тысяч [рублей] доходило», — добавил собеседник.
При этом он поспешил уточнить, что из этих денег около двух тысяч приходится отдавать компании, еще две — уходит на топливо. «Кроме того, нужно платить за работу на точке. На Шереметьево, например, кто постоянно ездит, стоит там, они откидывают тоже около двух тысяч за это», — утверждает Акобир.
По его словам, эти траты компенсируют иностранцы. Многие таксисты завышают цену для гостей мундиаля. «Могут и за пять тысяч предложить [от Шереметьево] до города довезти. Если видят, что человек по-русски не говорит, цен не знает, не разбирается», — говорит Акобир.
Чемпионат мира по футболу 2018 года проходит в 11 городах России. Мундиаль стартовал в середине июня в Москве, закрытие чемпионата — 15 июля. В столице матчи принимают «Лужники» и стадион «Спартак». По оценке руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы Владимира Черникова, только в столицу на чемпионат приедут до полутора миллионов иностранных гостей.
Напомним, в начале этого года таксомоторные компании получали в московской мэрии аккредитацию для работы в городе во время чемпионата мира. Водителям рекомендовали в том числе подучить английский язык. Кстати, система аккредитаций была разработана как раз для того, чтобы исключить ситуации обмана гостей чемпионата недобросовестными таксистами.