Представители Турции, Украины, России и ООН 22 июля подписали соглашения о создании коридора для вывоза украинского зерна по Черном морю. После этого стоимость пшеницы значительно снизилась, мировые СМИ начали писать о том, что удешевление зерна спасет мир от продовольственного кризиса. В беседе с Daily Storm вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут не согласился с подобными прогнозами и выразил опасение, что сделка может ударить по отечественным фермерам.
«То, что цены уменьшаются, это правда. И это очень печально для наших сельхозпроизводителей. У нас цены придавлены не только ценами мирового рынка, но и не очень крепким рублем, и экспортными пошлинами, что не позволяет производителям получить достойные деньги за свою продукцию. А на фоне того огромного урожая, который нас ожидает, это не здорово. Надо срочно отменять пошлины, чтобы не снижать стимул для сельхозпроизводителей и не утрачивать накопленный технологический потенциал», — заявил эксперт.
Помимо этого, Корбут предположил, что слова о мировом продовольственном кризисе и волнениях на рынке зерна являются частью политических игр. По мнению вице-президента РЗС, Украина и так экспортировала зерно через дунайские порты и по железной дороге.
«Мировой кризис длится всю пандемию. По данным ООН, число людей, которые не получают должное количество продуктов, увеличилось на 150 миллионов человек, это все было до Украины. Украинский фактор, конечно, является дополнительным. <…> Вся эта ситуация не может решиться быстро. Цена будет еще снижаться из-за ожидания появления дополнительного зерна на рынке. Но я не могу понять, откуда взялись и не изменяются те 20 миллионов тонн зерна, которые Украина грозится по этой сделке чуть ли не в следующую пятницу вывезти. Если сначала было, что 20 миллионов тонн они экспортировали, то должно уменьшится, а у них не уменьшается. Такой неразменный пятак получается», — сказал Корбут.
Вместе с тем эксперт уточнил, что экспорт зерна из вновь открывшихся портов для Украины сейчас может быть затруднен. Это связано с тем, что для отгрузки пшеницы необходимо сразу несколько факторов: качественная обработка сырья и возможность его доставки.
«Для того чтобы экспортировать зерно, оно должно быть доступным. Это значит наличие работоспособного оборудования, возможность доставки. Я не думаю, что вся территория Украины находится в идеальном состоянии. То, что отгрузки сейчас пойдут, — да. Потому что суда стоят в порту уже пятый месяц полностью загруженные», — пояснил Корбут.
22 июля представители РФ, Украины, Турции и ООН в Стамбуле подписали соглашения по вывозу украинского зерна. Договор предполагает вывоз продукции с Украины по Черному морю. С начала специальной военной операции украинские власти неоднократно жаловались на невозможность вывоза продукции по морю: украинское зерно было заблокировано в морских портах. Российская сторона заявляла, что никаких препятствий по торговле не чинит и что все проблемы создает себе сам Киев.