Сделка по слиянию Uber и «Яндекс.Такси» согласована обеими сторонами. Речь идет о кооперации двух гигантов на стадии получения, обработки и распределения заказа.
Тандемная практика работы будет реализована в России, Грузии, Азербайджане, Белоруссии и Армении.
«Объединенная компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок», — заявили представители компаний при анонсе сделки.
Пользователи «Яндекса» смогут заказать такси в любой стране, где работает Uber. Слияние может спровоцировать рост цен на перевозки. Об этом заявили в Gett Inventure Partners — компании, инвестирующей Uber. Однако в самом Uber заверили, что тарифы менять не собираются. Такой же политики придерживается и «Яндекс». Также в компанию будет агрегирована UberEats — служба доставки еды.
На фоне таких крупных конгломератов говорить о конкуренции между онлайн-сервисами и таксомоторными парками уже не приходится. Достаточно взглянуть на динамику скачивания приложений во всем мире. Согласно статистике, количество пользователей Uber растет в геометрической прогрессии. За пять лет аудитория приложения увеличилась более чем в 100 раз.
В новой организации «Яндексу» будет принадлежать 59,3% акций, а Uber — 36,6%. Оставшиеся 4,1% достанутся сотрудникам созданной компании.
Несмотря на распределение акций не в пользу Uber, мировой перевозчик инвестирует в проект 225 миллионов долларов, а «Яндекс.Такси» — 100 миллионов. Капитал создаваемой компании предварительно оценивается в 3,7 миллиарда долларов.
Инвестиционный рынок бурно отреагировал на сообщения об объединении двух гигантов. Так, котировки «Яндекса» на Московской бирже за час взлетели на рекордные 17%. А по данным NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation), стоимость «Яндекса» превысила 10 миллиардов долларов.
Учитывая такой расклад, можно сказать, что это первый шаг Uber назад в противостоянии с «Яндексом», который начал работу на российском рынке на два года раньше. Данная сделка — своего рода соглашение: Uber останется на российском рынке и рынке СНГ и не будет раздавлен российским конкурентом, а «Яндекс», в свою очередь, получает все более крепкие позиции на мировом рынке. Речь идет практически обо всем рынке перевозок стран СНГ, кроме Украины, где «Яндекс» находится под санкциями. Отразится ли соглашение мировой компании с российским перевозчиком на деятельности Uber на Украине, неизвестно.
Стоит отметить, что пока работа и Uber, и «Яндекса» убыточна. Надо понимать, что цена дешевой поездки компенсируется выплатами инвесторов. Еще в апреле «Яндекс» искал инвесторов для компании. Общие вливания в сервис в 2016 году составили 1,3 миллиарда рублей при выручке компании 2,3 миллиарда рублей.
На сообщение о сделке отреагировал не только рынок, но и антимонопольная служба.
Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что по факту объединения двух крупнейших агрегаторов будет проведена соответствующая проверка.
Резюмируя, можно предположить, что сервис Uber и «Яндекс» станет технически более удобным, однако за это удовольствие придется заплатить. И платить за это будут не инвесторы, а пассажиры. Так как финансово урезать водителей уже невозможно — стоит только вспомнить массовые протесты и забастовки таксистов Uber по всей Европе.
Фото: © GLOBAL LOOK press/Aleksey Bychkov