St
Классический хайп
18+
Как заработать скрипкой и фортепиано. Или первый феномен в музыкальном Рунете со времен «Комбайнеров» Игоря Растеряева undefined

Классический хайп

Как заработать скрипкой и фортепиано. Или первый феномен в музыкальном Рунете со времен «Комбайнеров» Игоря Растеряева

Конец июля. 6 часов утра. Солнце играет лучами на золотом куполе колокольни Ивана Великого. За зубцами Кремлевской стены, на другой стороне Москвы-реки, на смотровой площадке Большого Москворецкого моста копошится группа молодых людей. Одни устанавливают фото- и видеоаппаратуру на штативы. Другие раскладывают синтезатор. Кудрявая девушка в бейсболке набекрень берет в руки смычок и скрипку. И начинает разминать пальцы. Еще одна девушка красит губы яркой помадой, повязывает на голове веселую цветастую бандану и облачается в косуху.


Минут 10 — и все готово к началу съемок клипа. Времени мало, нужно успеть уложиться в пару часов. Набережная встанет в одной сплошной пробке, и солнце уйдет в другую точку. Главные героини клипа – эти самые девушки. Молодые, красивые и, как оказалось, очень талантливые. Дуэт Just Play уже полгода записывает на скрипке и фортепиано кавер-версии известных хитов. В основном из русского рока. Но до этого все свои видео для YouTube они снимали сами. Может быть, поэтому немного стесняются пристального внимания трех операторов и режиссера.


Пальцы Евгении ловко скользят по струнам скрипки, извлекая звуки, которые ровно ложатся и перекрывают фонограмму из небольшой переносной колонки. Александра выбивает такт из клавиатуры немого, отключенного синтезатора. Но даже этот факт не позволяет ей расслабиться и бесшумно фальшивить. Да и как могут «гнать халтуру» девушки, которые вот-вот устроят главный прорыв года в музыкальном сегменте российского YouTube?

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Фото: © архив Just Play


Куда податься талантливому музыканту?


Истории Евгении и Александры как две капли похожи на друг друга. Разве что детали немного разные. Первая девушка из Екатеринбурга, вторая москвичка. Обе занимаются музыкой, сколько себя помнят. У обеих врожденный идеальный слух. Каждая окончила музыкальную школу. Затем они поступили в Московскую консерваторию имени Чайковского. Там и познакомились.


Для выпускников консерватории вопрос «Куда пойти работать?» стоит не менее остро, чем для любых других молодых специалистов. Только здесь более важен не опыт работы, а талант и громкое имя в мире музыки. Или хорошие связи. Заработать имя можно, раз за разом выигрывая всевозможные международные конкурсы. Но в последние годы в классической музыке дела обстоят как в старом добром шоу-бизе. Чтобы победить, в некоторых конкурсах нужно «занести» жюри. Или иметь влиятельного покровителя. Если тебя «двигают», можно побеждать даже с обычным, средним уровнем мастерства. Нет денег — седовласые старцы улыбнутся, будут рукоплескать, но объявят другую фамилию. Даже если ты играешь почти как Паганини.


В высоком искусстве зачастую все так же, как и на нашей бренной земле. Окончил консерваторию с отличием? Прекрасно. Барахтайся в волнах современных реалий самостоятельно.

Фото: © архив Just Play


Евгения сменила несколько мест работы. Сейчас она первая скрипка в Московском музыкальном театре. Звучит солидно. Но помимо нее там еще 17 первых скрипок. Талантливых юношей, девушек, мужчин и женщин. Александра учит детей в музыкальной школе. Зарплаты у девушек по московским меркам очень средние. «Рыжие Хабаровски» на них с небес не падают. Извечный выбор человека от искусства: что важнее — творчество или деньги? Сколько карьер он поломал?


Но Саша и Женя этим вопросом даже не задаются. Они вообще не представляют, как можно жить без музыки. Удовольствие и драйв от больших проектов и концертов невозможно оценить деньгами. Так, Евгения с трепетом вспоминает совместные выступления с Гариком Сукачевым, Михаилом Горшеневым, Дмитрием Маликовым. Александра работала с Юрием Башметом.


В начале года девушки решают создать дуэт скрипки и фортепиано. Классика жанра. Придумывают название Just Play. Цель в первую очередь коммерческая. Свадьбы, праздники, корпоративы, презентации… да хоть музыкальное сопровождение романтического ужина в ресторане. Деньги в кассы — культуру в массы. Для рекламы своего мастерства на YouTube заливаются несколько каверов. Подработка в свободное время. Не более того. Интернет становится шансом для раскрутки молодых и талантливых музыканток.

Фото: © архив Just Play


На волне колхозного панка


Несколько месяцев канал Just Play был незаметным на просторах YouTube. Пара сотен подписчиков. Сотни просмотров. Почти домашняя страничка, каких десятки, сотни, тысячи других. Если судить по рейтингам. С точки зрения качества аранжировок и мелодичности, каверы зарубежных хитов оформили свою вторую жизнь в новом звучании. Например, Smooth Criminal Майкла Джексона получился почти космическим. Но широкий российский интернет-серфер не разобрался в этом сложном хитросплетении нот. Зевнул и, даже не лайкнув, ушел на другие каналы.


1 июня перевернуло жизнь дуэта с ног на голову. Записанный 3-минутный кавер песни «Лирика» «Сектора Газа» за сутки набрал десятки тысяч просмотров. Фанатам незабвенного Юрия Клинских такая реинкарнация самого эротического хита русского панк-рока пришлась не просто по душе – ее восприняли, как новый хит. Она уже штурмует первый миллион. Сейчас в активе 930 тысяч просмотров.


Этот успех кардинально поменял стратегию дуэта. С этого момента ставка будет делаться именно на каверы русского рока. «ДДТ», «Кино», «Король и Шут», «Ария»…Неожиданно и мелодично получилась главная песня «Гражданской Обороны» «Все идет по плану». Девушки придумали такую аранжировку для четырехаккордного треша, что прослезились даже самые отъявленные фанаты Егора Летова. В такой аранжировке они не против променять хриплый советский «дисторшн» на скрипку и пианино. Судя по их комментариям под видео.


Плодотворность дуэта при жестком рабочем графике уникальна. За два с половиной месяца Just Play записал и опубликовал более десятка новых работ. Скорость штамповочного станка, а не музыкального дуэта. Девушки выбирают композицию, за час-другой придумывают дома собственные партии. На репетиции синхронизируют их, улучшают, и уже через час мелодия готова к записи.


Сама запись длится гораздо дольше. Иногда ради качественного звука в студии звукозаписи приходится проводить не один день. Свои партии девушки записывают отдельно. Затем их сводит профессиональный звукорежиссер.

Фото: © архив Just Play


Из YouTube в «Олимпийский»


С ростом подписчиков и просмотров на их видео появилась реклама. А главное, возможность превратить лайки в реальные деньги. Но монетизация стала пробуксовывать. Сразу же появились правообладатели мелодий. Молниеносно отреагировали именно зарубежные коллеги. И львиная доля дохода потекла в чужие тугие карманы. А общий карман дуэта остался почти пустым. К началу августа канал принес группе чуть менее 400 американских долларов.


Но главная цель была достигнута. Девушки собрали в интернете армию поклонников – более 30 000 подписчиков. А если материализовать виртуальных поклонников на канале в реальных посетителей сольного концерта? Одно дело бесплатно смотреть видео и слушать музыку в интернете. Другое дело заплатить за билет. Готовы ли люди раскошелиться, чтобы насладиться игрой скрипки и фортепиано вживую?


В середине июля девушки объявили о сборе средств на съемку нового клипа. При помощи краудфандинга планировалось найти 28 тысяч рублей до конца августа. В первый же день дуэту перечислили половину суммы. Сейчас акция продолжается, и бюджет нового видео вырос до сорока трех тысяч. При этом Just Play не просто собирает донаты, а еще и продает свои песни. Все треки в формате mp3 стоят 200 рублей. Для самых фанатичных поклонников действует предложение посетить репетицию. Этот лот стоит две с половиной тысячи рублей. Как говорят в рекламе – предложение ограниченное. Видимо, потому все билеты на ближайшие репетиции распроданы. Популярность в интернете стала приносить первые деньги.


А если поклонники готовы платить, значит пора приглашать их на концерт. Тем более, что они сами об этом пишут практически под каждым видео. Дуэт готов представить полуторачасовую программу из каверов на хиты русского рока. Дата первого сольника назначена, и девушки уже не сомневаются, что удастся продать все 250 билетов.

Играй, просто играй


Как же так получилось, что буквально за пару месяцев две никому не известные девушки с классическим музыкальным образованием стали собирать сотни тысяч просмотров в Сети и готовы собрать пусть маленькие, но залы? Оказалось, что в музыкальном сегменте российского YouTube можно найти что угодно. Хоть танцы с бубнами, хоть игру на пластиковой палочке для размешивания кофе, хоть людей-оркестров. А классического дуэта скрипка/фортепиано, играющего рок-каверы на высоком уровне, — нет! Для примера, в англоязычном YouTube на этом поприще не протолкнуться. Конкуренция высокая. А у нас, видимо, просто не догадались сделать то, что лежит на поверхности.


У Just Play словно повторяется история взлета гармониста Игоря Растеряева, чей хит «Комбайнеры» в 2010-м попал в чарты радиостанций прямиком с YouTube. Только у девушек успех пока не такой оглушительный и стремительный, как у волгоградско-петербургского самородка.


У Евгении и Александры история только начинается. Они в самом начале пути к своей мечте — заработать музыкой миллион долларов и собрать полный «Олимпийский». Для этого у них все есть. И талант, и природное обаяние, а главное — желание. А еще в них есть что-то такое неосязаемое, чувственное и человеческое, что было только у чудаковатого Фореста Гампа, когда маленькая девочка прокричала ему: «Беги, Форест, беги!» Играйте, просто играйте, Just Play.


Фото: © Daily Storm

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...