Завершились съемки и монтаж фильма «Кто следующий, мечтатели?». В этой независимой картине сыграл свою первую за долгое время роль Василий Степанов, имя которого стало синонимом актерской невезучести.
«Обитаемый остров» Федора Бондарчука мало чем напоминает «Звездные войны». В прокате лента провалилась, и сам режиссер с неохотой вспоминает о картине 2008 года. Остальные различия праздный читатель сможет сам перечислить на досуге, притом досуга ему понадобится немало. Есть, впрочем, и одно сходство: как космическая опера Джорджа Лукаса фактически поставила крест на большой карьере Марка Хэмилла, так и роль Максима Каммерера не стала трамплином для Василия Степанова.
После «Острова» выпускника Щукинского училища снимали исключительно мало для человека его ангельской внешности. За 10 лет послужной список актера выглядит скромно: четыре-пять безымянных ролей в проходных фильмах, ролик «Я выбираю службу по контракту» и появление в телепрограмме Comedy Club в качестве гостя. Потом и таких работ не стало, и не помогла даже программа «Пусть говорят», где все ему сочувствовали. Как говорил в аналогичной ситуации Чувак Лебовски, карьера что-то засбоила.
Вскоре после «Острова» он лег на месяц в клинику неврозов — налицо было то, что называется эмоциональным выгоранием. Апатия, подавленность. Василия никуда не звали, все его воспринимали как «красавчика из того плохого фильма». Запуганная толпами фанаток, Василия покинула девушка: таблоиды писали, будто на коврике перед дверью она постоянно находила какие-то иголки с волосами и прочие штуки, которые принято связывать с черной магией.
Из такой черной дыры трудно выбраться самому — корреспондент «Шторма» знает об этом не понаслышке. Нужно, чтобы кто-то подставил плечо, бросил спасательный круг человеческого сострадания. В октябре 2016 года Ольга Погодина и ее муж Алексей Пиманов начали съемки фильма «Танкисты», где у Степанова была большая хорошая роль...
В декабре того же года он так неудачно поскользнулся, что сломал шею, а затем год назад, в апреле, выпал из окна и переломал руки-ноги. В довершение всего был отправлен в желтый дом — это ведь я написал «выпал», а у врачей с самыми добрыми глазами имелись подозрения, что не за кошкой Василий полез за окошко. Дескать, че-то приуныл. Хотя с третьего этажа счета с небом подписывать — тоже дело бесперспективное.
Как и сниматься по уши в гипсе. По понятным причинам, переломанный Степанов продолжить съемки не мог. Сейчас о «Танкистах» ничего толком не известно, несмотря на то что картина должна была создаваться при поддержке Министерства культуры.
Выручили его Наталья Веревкина и Татьяна Калинникова. Выпускницы Литинститута пригласили Степанова в свою картину «Кто следующий, мечтатели?», в которой первая стала режиссером, а вторая — продюсером.
«Сергей Орлик — профессиональный танцор. Но семь лет назад в страшной аварии он повредил ногу, и о карьере степиста пришлось забыть. Теперь он работает на небольшой должности и терпит насмешки коллег, а еще никак не может наладить отношения с женой, которая в той страшной автокатастрофе лишилась возможности иметь детей. Но однажды, обнаружив свои туфли для степа в мусорном пакете, Сергей понимает, что танцы — его настоящее призвание. Втайне от всех он начинает готовить свое триумфальное возвращение. И даже не подозревает, как этот шаг изменит его жизнь и жизнь людей вокруг...» — синопсис картины «Кто следующий, мечтатели?»
Сценарий, который однокашницы доводили до ума при участии Николая Лебедева («Легенда №17»), будто описывал биографию самого Степанова. Сначала его хотели взять на большую роль, но в итоге он сыграл в эпизоде. «Я посчитала, что картину украсит этот яркий, фактурный парень, который в силу обстоятельств оказался в глубоком закадре, — вспоминает режиссер Наталья Веревкина. — Мне было легко работать с Василием. Какой-то особой, усиленной и углубленной работы над ролью ему не потребовалось. Поэтому все прошло легко: Вася приехал с выученной ролью, его загримировали, он вышел на площадку, и мы сняли несколько дублей. О поддержке он никого не просил — стало быть, в ней не нуждался. На репетиции и на съемки он всегда приезжал с энтузиазмом и в хорошем настроении».
Забавно, что на съемочной площадке Василий оказался уже после того, как его переломанные конечности срослись, но по роли ему все равно наложили гипс. Он сыграл вместе со своим братом Максимом, которого обучал азам актерского мастерства.
В общей сложности фильм снимался более полугода. Начались съемки в мае 2017 года, а финальное «Стоп! Снято!» прозвучало лишь в январе 2018-го. Производственный процесс периодически тормозили организационные и финансовые вопросы.
«К сожалению, встретиться с Василием после съемок у меня не было возможности: мы сразу же сели за монтаж, звук, цвет... Словом, полноценно пообщаться не было времени ни с кем из актерского состава. Но с днем рождения, который был в январе, я Васю поздравила», — рассказывает Веревкина.
Однако и после января фильм был еще далек от готовности. Создателям не хватило денег на съемки ключевой сцены — танцевального конкурса. Нужно было арендовать помещение со специальным полом для степа, оборудование для оператора, а также оплатить работу некоторых специалистов на площадке.
Тогда авторы объявили сбор средств на одной из крупных краудфандинговых площадок. Кампания шла ни шатко ни валко: микробюджет проекта не дал привлечь к работе хорошего SMM-специалиста — и с социальными сетями работали своими силами. «Насколько успешной была кампания, однозначно сказать нельзя, — рассуждает Веревкина. — Оценка зависит от того, по какому критерию этот успех измерять. Когда люди готовы поддержать рублем неизвестного режиссера и его первую работу — это дорогого стоит. Если измерять успех полностью собранной суммой, то кампания не удалась: из заявленных 150 тысяч рублей нам удалось собрать 30 (после уплаты налогов и вознаграждения площадке)».
Всю сумму собрать не удалось, но проект поддержал его основной спонсор, саратовский бизнесмен Гарик Киракосян. Помогла и Наталья Починок, вдова министра труда и ректор РГСУ — зал Дома культуры этого университета достался киношникам бесплатно. В итоге съемки прошли успешно: главный герой все-таки исполнил номер на правильном полу.
В общей сложности на съемки потратили около миллиона рублей. Сейчас Наталья и Татьяна активно занимаются фестивальной судьбой фильма. Картина готова, и 14 мая ее представили департаменту по кинематографии, чтобы получить прокатное удостоверение.
Что же до Василия, то у него, по-видимому, состоялось полноценное возвращение в кино. «Так это или нет — ответить может только сам Василий, — делится Веревкина. — Все зависит от того, что мы подразумеваем под словом «возвращение»: если главную роль в кассовом блокбастере, каким был «Обитаемый остров», то нет. Ведь в фильме «Кто следующий, мечтатели?» Василий исполнил совсем небольшую роль. Если под возвращением мы понимаем совокупность небольших, но ярких ролей — то, наверное, да, состоялось».
У Натальи не было возможности встретиться с Василием после съемок, но она ждет его на «шапке» — пирушке по случаю готовности картины, которая, как она надеется, состоится в скором времени. Зато о восстановленной бодрости духа Василия «Шторму» рассказал его брат Максим — по его словам, у актера все хорошо, и на душе если и не поет свирель, то и кошки не скребут. Сейчас он отдыхает за городом.
Пожелаем же Василию Степанову успехов в труде и огромного счастья в личной жизни.