Режиссер Алексей Красовский снял комедию о людях, которые в блокадном Ленинграде находились на особом положении. У особых людей и проблемы тоже особые: как встретить Новый год красиво, как накрыть праздничный стол, как сервировать курицу. Фильм называется «Праздник». «Пусть такое про Освенцим снимет, — тут же взорвались россияне. — После этого его найдут повешенным!» Можно или нельзя трогать такие темы? «Шторм» обсудил это со знаменитыми петербуржцами.
Уже который день весь интернет чихвостит режиссера, называя его тварью и мразью и желая ему как можно быстрее умереть мучительной смертью. Похоже, довели. «Комедия не про блокадный Ленинград. Место действия не равно сюжет. Если так извращаться, то «Ирония судьбы» — комедия о пьяных врачах и халатности в «Аэрофлоте», — написал Красовский на своей странице в Facebook и исчез. Ни на звонки, ни на письма режиссер теперь не отвечает.
Не про блокаду? Тогда про что? Звоним самым известным петербуржцам и задаем им один-единственный вопрос: пошли бы они на такой фильм?
У певца Михаила Боярского свидетелями блокады были бабушка и мама. Он подчеркивает, что, какими бы горькими ни были их переживания, они всегда старались держать их в себе.
«Ни про все эти ужасы... ни про то, как ленинградцам приходилось есть людей, они мне не рассказывали: берегли, — поделился он со «Штормом». — Обо всем этом я узнавал сам».
«Пойду ли я на этот фильм? — переспрашивает он. — Не могу судить о содержании, но к блокаде отношусь как к святыне. Поэтому — нет: никакие силы не заставили бы меня найти что-то смешное в трагедии страны! Пусть даже снято талантливо и гениально, есть вопрос совести. Мне кажется, что человек, который взялся за такую работу, — больной! Он нравственно больной и плохо воспитан».
Такого же мнения — боксер и политик Николай Валуев. Он считает, что снимать про невеселые «праздники» — это что-то за гранью.
«Само упоминание блокадного Ленинграда в контексте комедии — уже кощунство, — рассказал он «Шторму». — В блокаду погибло до полутора миллионов ленинградцев. О какой комедии тут вообще может идти речь, когда это трагедия мирового масштаба? Надо сделать так, чтобы в культурном поле и близко не было ничего, что могло бы характеризовать блокаду в комедийном ключе».
Больной. Мракобес... Какой диагноз поставит режиссеру Виталий Милонов? А не надо ничего ставить, считает тот. Надо пойти и «начистить ему рожу»! Впрочем, за такое и «в рожу-то давать зазорно!».
«Ой, простите, это ведь не про того Красовского... — вдруг спохватывается депутат. — Но в любом случае это все обычные попытки людей обрести шумную славу. В 80% случаев горе-режиссер потом срочно выезжает из «гомофобной мракобесной Рашки» в толерантную Европу и просит его там принять!»
По мнению депутата, любая попытка снять такой фильм должна тут же осуждаться и пресекаться. А делать это должно государство, тот же Следственный комитет.
Шоумен Дмитрий Нагиев, хоть нынче и московский, родился в Петербурге и там же стал известным на всю страну. Когда артист вел эфиры на радио «Модерн», казалось, что жизнь замирала... Интересно, что скажет он? И вот оно, первое «можно».
«Мне сложно что-то говорить, — сразу предупреждает он, — но неэтичных тем нет. Да, блокада ужасна сама по себе. Да, это страшнее самой войны, это смерть детей от голода и холода. Но я далек от того, чтобы хаять чью-то работу, не посмотрев. Мне кажется, снять можно что угодно — хоть телефонную книгу, – важно, как ты это делаешь!»
Нашлось у Дмитрия и несколько примеров. «Помните итальянский фильм «Жизнь прекрасна»? — спрашивает он. — Про концлагерь. Если бы нам сейчас сказали, что это комедия, большинство людей сразу встало бы на дыбы. Но какой же он красивый! А как вам такой герой — Остап Бендер? В те времена, которые описываются в «12 стульях» и «Золотом теленке», в стране был ад — 10 миллионов померли от голода, — а мы читаем и смеемся. Так что не надо никого судить: может, в фильме Красовского столько такта и сострадания, что другим и не снилось».
Если Дмитрий Нагиев в своих нравственных оценках аккуратно подбирает слова, журналист и публицист Александр Невзоров сразу говорит что думает.
«Я вообще не понимаю вопроса об этичности, — сообщил он в беседе со «Штормом». — Для меня это загадка: почему нельзя? Общественность против?! Общественность на протяжении долгого времени была убеждена, что Земля — плоская. Мало ли что она там думает, со своей традиционной тупостью!»
По мнению Александра, то, что Красовский снимает комедию про блокаду, замечательно. «Все эти вещи пора десакрализовать, — убежден он, – и я объясню почему. У петербуржцев есть давняя боль, от которой надо избавиться. А у любой комедии — волшебное свойство: лечить. Так вот больное место пора вылечить. Вылечить и обо всем забыть!»
«Но смотреть этот фильм не пойду! — предупредил Невзоров. — Просто потому, что кино не люблю! Я смотрел «Пиратов Карибского моря», мне хватило для счастья».
В картине «Праздник» снялись Ян Цапник, Алена Бабенко и Павел Табаков. По мнению Красовского, это местами черная, но чаще светлая новогодняя комедия. Отмечается, что среди тех, кто помогал в съемках, было много коренных петербуржцев, и никто из них «не плевал в спину и не отговаривал».