Глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская внесла на рассмотрение законопроект, снимающий ограничения на показ фильмов без прокатного удостоверения в рамках международных кинофестивалей. Об этом сама Ямпольская рассказала на заседании комитета.
В соответствии с текстом законопроекта фильмы без прокатного удостоверения можно будет показывать в рамках международных кинофестивалей, включенных в соответствующий перечень Министерства культуры. Это должны быть киносмотры длительностью от трех до пятнадцати дней при условии, что фильм показывают не более пяти раз за все время фестиваля.
Музеи и выставочные залы смогут показывать иностранные фильмы без прокатного удостоверения в рамках уставной деятельности, школы и университеты — в рамках основных образовательных программ или международного культурного сотрудничества.
Ранее Госдума приняла закон, по которому фильм без прокатного удостоверения можно было показывать только на тех фестивалях, где есть жюри и конкурсная программа, причем не более двух раз за все время смотра. Это вызвало резкое отторжение профессионального сообщества. Возникала комичная ситуация, в которой ретроспективам или просветительским программам в музеях, чтобы продолжить работу, нужно было обзавестись жюри и конкурсом. Или получать прокатное удостоверение на каждый фильм.
Организаторы фестивалей уже всерьез думали, как им выкручиваться из этой ситуации. «В этом году мы специально сдвинули сроки проведения фестиваля на пораньше, чтобы закончить до вступления поправок в силу — обычно наш фестиваль начинается в дни школьных каникул», — рассказала «Шторму» директор Большого фестиваля мультфильмов Дина Годер.
В перспективе организаторы уже собирались вводить жюри, сокращать количество дней и отменять специальные показы в течение года.
Надежда Котова, генеральный директор компании Coolconnections, специализирующейся на зрительских фестивалях, в разговоре со «Штормом» выразила осторожный оптимизм. «Мы на позитиве, потому что не можем быть не на позитиве. Поэтому громить кинотеатр «Октябрь» напоследок не станем. У нас в перспективе еще много разных проектов. У меня есть уверенность в том, что все будет хорошо», — сказала Котова «Шторму».
Неделей ранее она же на заседании Общественной палаты говорила, что для Coolconnections новая редакция закона — «экономическое убийство».
Единственный, кто отнесся к антифестивальным поправкам положительно, — исполнительный директор фестиваля детского и семейного кино «Ноль Плюс» Ирина Егорова.
«Я не вижу большой проблемы в том, чтобы приучить организаторов к определенному порядку, — сказала она. — Это нормальная практика — единственно, жалко короткометражки, но если эту практику ввести в формат «госуслуг», то есть получать прокатные удостоверения так же, как патенты, это бы упростило процедуру здорово. А те фильмы, которые не смогли бы получить прокатное удостоверение, не пройдя экспертную комиссию… Давайте поймем сначала, а нужно ли их вообще показывать?» — сказала собеседница «Шторма».
Сейчас есть серьезный шанс на то, что ситуация исправится. Если новый закон примут, организаторы фестивалей и публика смогут вздохнуть спокойно, а ретроспективам не придется заводить жюри.
Работа над документом заняла два месяца. Депутаты обсудили текст поправок с представителями киносообщества, Министерства культуры, администрации президента. По сведениям «Шторма», в обсуждениях участвовали советник президента по культуре Владимир Толстой, советник министра культуры Павел Степанов, кинокритик Антон Долин, генеральный директор студии «Три Тэ» Леонид Верещагин, директор сети «Пионер» Мэри Назари.
Во время заседания комитета единственным, у кого возникли возражения в связи новой законодательной инициативой, был Владимир Бортко:
— Смысл всех поправок, которые вносились, был простой. Мне трудно об этом говорить, потому что я в принципе против любых запретов. Но есть запреты, которые необходимы. Когда в ущерб нашему государству — как бы мы к нему ни относились, оно наше — можно показать то, что в принципе на его территории является ненужной совершенно вещью, которую нашему человеку смотреть не надо… По этому поводу мы тогда сделали простую вещь: обязательное жюри и два показа — начало и конец. Ясно и понятно. А сейчас это все снято. Более того, появляются показы в музеях, то есть показывать можно уже все что угодно. Вот есть замечательный режиссер — неплохой документалист, только не в ту сторону работает…
— Манский! — подсказала Ямпольская.
— Да, Манский. Достаточно одного раза и дальше «Эхо Москвы», дальше все остальное, когда у нас и так все трещит по швам.
— Только вы не учитываете, что у Манского на «Артдокфесте» есть и жюри, и конкурсная программа, таким образом внесение этих фильтров было абсолютно бессмысленным. Ретроспективу Бергмана по вашим поправкам провести уже нельзя, а вот «Артдокфест» можно. К тому же одно дело, у тебя ни жюри, ни конкурса — показал и все. Другое дело, жюри дало кому-то гран-при. Это завтра будет во всех новостях: «Жюри дало первый приз картине украинских документалистов...» — объяснила председатель комитета.
Бортко это вполне удовлетворило.
Между тем представители киносообщества настроены вполне оптимистично. Директор киносети «Пионер» Мэри Назари сказала «Шторму», что внесенные поправки «принципиально и существенно решают проблему». Она напомнила, что августовские изменения в законодательстве не только ограничивали возможность фестивальных показов, но в ближайшей перспективе должны были привести к резкому снижению посещаемости кинотеатров.
«Это абсолютно связанные вещи, — пояснила она. — И те успехи, которых всей индустрии удалось достичь в последние год-полтора, когда выросла посещаемость фильмов и особенно российских, были бы сведены на нет ограничениями на фестивальные или специальные показы фильмов. Вот почему эти поправки, назовем их для краткости «поправки Ямпольской», если они будут приняты, практически спасают весь кинопрокат в его ближайшей и неближайшей перспективе»
Кинокритик Антон Долин в беседе со «Штормом» заметил, что поправки не решают всех проблем отрасли, но хотя бы купируют искусственно созданные сложности.
«Мне кажется, нынешние поправки — самый реалистичный и приемлемый компромисс между государством с его необузданным стремлением к контролю над культурой (в частности, ограничения в пять показов и 15 дней каждого фестиваля остались не вполне ясными, а об отмене прокатного удостоверения пока не приходится даже мечтать) и самоорганизацией этой культуры», — сказал Долин «Шторму».
Он подчеркнул, что поправки помогут сохранить большинство проходящих в России фестивалей, и это «большая победа здравого смысла».