У поклонников Московского художественного театра имени А.П. Чехова появился серьезный повод переживать за своих любимых актеров. Дело в том, что 11 января театр простился с народным артистом Валерием Хлевинским, и в этом не было бы ничего сверхъестественного, если бы месяцем раньше коллектив не потерял 71-летнего Бориса Плотникова. Плохая примета, считают зрители: быть еще одной беде! А что говорят в закулисье? И правда ли, что подобная «программа» действительно работает?
Борис Плотников скончался 2 декабря 2020 года от пневмонии, вызванной коронавирусной инфекцией. Последнюю неделю он находился на аппарате ИВЛ, но организм не выдержал. Актер играл доктора Борменталя в фильме «Собачье сердце», снимался в таких картинах, как «Холодное лето пятьдесят третьего», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» и выступал в лучших театрах страны. Например, том самом МХТ имени Чехова, где и проходило прощание.
А спустя месяц с небольшим на этой же сцене стоял еще один гроб — уже с народным артистом Валерием Хлевинским, прославившимся после роли Антона Савельева в фильме «Вечный зов». Мастера не стало прямо в канун Рождества.
«Два покойных. Плохо! — пишут в Сети. — Может быть и третий».
Выясняется, что такая примета и правда существует. Как считали на Руси, если в одной семье или одном дворе в течение сорока дней после похорон случаются вторые, то значит на подходе еще, а чтобы избежать этого, советовали бросить в могилу куклу. Как бы вместо очередной жертвы. И хотя на мировом календаре давно не XVIII век, а люди уже вовсю представляют планы по колонизации Марса, некоторые делают так и сейчас.
Между тем, в самом театре призывают не принимать подобные пророчества близко к сердцу: прощаться с коллегами тяжело и горько, но в их смертях не имеется никакой мистической закономерности!
«Нет, — говорит Daily Storm Константин Хабенский, который работает там вот уже почти 20 лет, — я не слышал таких мнений».
Не видит никакой ритуальной связи между случившимся и еще один народный артист РФ, актер МХТ имени Чехова Авангард Леонтьев.
«На самом деле их не много: за последнее время две. И мистики в этом тоже нет, — утверждает он. — Это не мистика — это коронавирус! Это эпидемия!»
По словам Авангарда Николаевича, он никогда не верил в приметы, потому что эти воззрения не для него, а людям просто хочется найти какую-то закономерность. Такой же бред, по его мнению, и версия, что покойный худрук театра как бы «уводит» за собой своих друзей и коллег!
«Олег Табаков умер два года назад. Весной будет три, — говорит артист. — К тому же он ушел в возрасте 82 лет после тяжелой болезни. И какая же тут связь?»
Интересно, что в науке есть такое понятие, как самосбывающееся пророчество: психологический механизм, когда человек бессознательно воплощает опасения своими же действиями и усилиями. Боясь заболеть, как другие, он накручивает себя все больше и больше, стрессует, и это тут же отражается на его иммунитете. А что об этом скажут маги? Что делать остальным: предостерегаться или сохранять спокойствие, как Хабенский и Леонтьев?
«В магической системе мировосприятия принято считать, что большая часть примет и суеверий работает исключительно благодаря тому, что в них верят, — подтверждает экстрасенс Намтар Энзигаль. — То есть чем большее количество людей верит во что-то, тем выше шансы, что это сработает. Также считается, что чем сильнее человек подвержен подобным суевериям, тем больше шансы, что он станет к ним сопричастен (грубо говоря, происходит своеобразная «синхронизация»). И именно поэтому приметы, как правило, не срабатывают в отношении тех, кто на них просто не обращает внимания».
«Касательно утверждения про еще одно прощание — все может быть, — добавляет он. — Например, на улице, где я рос, была примета «где покойник, там и второй»: если поблизости кто-нибудь умирал, можно было смело ожидать еще одни похороны. И это срабатывало так часто, что сомнений в подобной закономерности лично у меня нет. Поэтому и вариант «2+1» я тоже не исключаю. Но все же я хотел бы посоветовать сотрудникам театра по максимуму абстрагироваться от подобных мыслей. Не кормите суеверия, не притягивайте плохие события, тогда они и не произойдут!»
Отметим, что пока одним из самых сложных месяцев в истории отечественной культуры был ноябрь 2020-го. Тогда мы потеряли сразу трех мэтров: Михаила Жванецкого, Армена Джигарханяна и Романа Виктюка. Хотя слово «пока» тут, скорее всего, лишнее. Пусть он будет последним в череде фатальных, и российская сцена больше не понесет таких тяжелых утрат.