В Большом Московском госцирке на проспекте Вернадского в шоу «Эпицентр мира» участвует Алиса Вокс. Певица, известная прежде всего по участию в группе «Ленинград» и скандальному уходу из нее, исполняет несколько номеров в представлении к чемпионату мира. Контракт рассчитан на три месяца. Сумма договора — 1,2 миллиона рублей. Нехорошо, конечно, вот так сразу про деньги, но если бы не это, об участии Вокс в постановке цирка Запашных никто бы еще долго не прочитал.
Если верить «Яндексу», первыми факт участия Алисы Вокс в шоу заметили работники ИА «Москва» и «Газеты.ру», нашедшие контракт между БМГЦ и Алисой на сайте «Госзакупки», где журналисты обычно ищут компромат и подозрительные суммы договоров. После этого новость перепечатывали все остальные, почти не добавляя никакой новой фактуры, не представленной в контракте. Конечно, каждый пытался сделать эту новость интригующей. Так как про деньги всегда интересно, особенно радостно смаковалась сумма в 1,2 миллиона за 58 выступлений в течение трех месяцев (21 047,93 рубля за одно выступление). Все же музыкантов такого уровня редко приглашают на сезонный долгоиграющий проект. Журналисты оставляли читателей делать выводы самим, явно намекая, что сумма какая-то не такая. Не то большая, не то маленькая, не то для госпредприятия, не то для самой Вокс и ее статуса.
«Шторм» на сайте госзакупок нашел примерно на ту же сумму в 1,2 миллиона рублей контракт на поставку опилок.
Опилки за 1,2 миллиона — подозрительно, не так ли? В документах содержится информация, что на эти деньги опилок поставлено на 1 400 кубометров. И сразу все кажется уже чуть менее подозрительным, потому что все умственные силы теперь уходят на то, чтобы представить, сколько это.
Работник одной большой зрелищной конторы московского подчинения, который занимается как раз подбором артистов, сказал «Шторму», что эта сумма, указанная в контракте, — небольшая для столицы, хотя для артиста уровня Вокс — в самый раз. Другой аноним, ведущий Telegram-канал Circus Love — того же мнения: если она поет во всех 58 шоу, то, безусловно, деньги небольшие.
Сообщения типа «Алиса Вокс нашла работу в цирке» стали появляться в новостных лентах 6 июня. Премьера «Эпицентра мира» состоялась 19 мая, а на страничке Алисы Вокс во «ВКонтакте» до того было несколько постов о репетициях и дружбе с Запашными. Да, все происходило быстро, в течение недели. Алиса договорилась с цирком и приступила к репетициям, которых перед премьерой прошло всего ничего: Вокс рассказала «Шторму», что у нее было всего четыре дня на подготовку. «Этого хватило, чтобы ввестись в программу», — с гордостью, хоть и немного безграмотно, подчеркнула она.
За два дня до премьеры прошла пресс-конференция, на которой о проекте рассказала сама красавица Алиса и оба брата Запашных. Неизвестно только, кому и как эти люди поступили с полученной информацией. Видимо, приняли к сведению.
Про руководящий БМГЦ клан Запашных можно сказать много нехорошего. Их обвиняют в том, что они путают частную шерсть с государственной, что развал Росгосцирка осуществлялся в их интересах. И в том, что они тянут одеяло на себя, представляясь чуть ли не единственными в стране, кто занимается искусством цирка. Но по факту это самые медийные представители цирка в России, как раз за счет медийности добившиеся успехов и расположения властей, смотрящих на мутки «людей З» сквозь пальцы.
Но в этот раз у пиарщиков Московского цирка случился даже более громкий провал, чем у журналистов.
Аскольд Запашный, худрук Большого Московского государственного цирка, заявил, что ставку Вокс назначили по обычной для ФГУПа калькуляции — как для приглашенного артиста без стажа, званий и регалий. А в самом ангажементе нет ничего исключительного: «Кобзон пел в цирке, и Пугачева. Для нынешнего времени, наверное, это немного необычно, ну и что». Сам он во всем винит журналистов, которым, дескать, только жареное и подавай. Прежде любой инфоповод с участием Алисы Вокс разносился в момент и был на слуху, как минимум за счет «ленинградского» багажа. Почему сейчас никто не был в курсе — Алиса искренне не понимает, для нее удивительна вся ситуация.
В России про цирк не пишет никто. Нет ни публичного авторитетного экспертного сообщества, ни какой-то критики. Отраслевая пресса не пользуется популярностью и вся посвящена одним скандалам, растратчикам и ворью во главе цирков и общему упадку системы. Пресса большая о цирке вспоминает, только когда случится очередной крах, посадка и скандальное назначение. Больше в цирковой отрасли и писать особо не о чем, и хороших инфоповодов от нее не ждут. А еще говорят, будто в России не работает институт репутации.
Цирк даже Владимир Мединский игнорирует — есть мнение, что своему положению Запашные обязаны тем, что грамотно «окучили» министра, которому было плевать. Профессионального и умелого пиарщика Мединского можно даже понять.
И на имеющемся материале хочется зайти на второй круг поиска скрытых мотивов и ловить рожденных сном разума чудовищ в мутной воде. Наверняка это все неспроста — ну не заявляют же звезду за неделю до премьеры. На Алису явно был особый прицел: ее популярность должна была привлечь дополнительную аудиторию, сработать триггером, а про нее не только никто не знает — ее нет даже на афишах.
Невиновных в это истории нет. Цирк развалился, успешные Запашные — мутные, Алиса Вокс подписывает фотографии так, как будто говорит о давно известных каждому вещах. Пиарщики БМГЦ, видно, на работу не ходят. Журналисты ленивы и нелюбопытны (символично, что именно 6 июня, в Пушкинский день, началось бурление масс). Их читателя интересуют только хищения из государственной казны.
Параноика может привлечь то, что информацию первыми разместило агентство «Москва», принадлежащее мэрии, где пиар безжалостный и изощренный, когда требуется. И весь скандал — вброс под видом расследования, чтобы привлечь аудиторию. Может, «клан З» договорился с Москвой и передача цирка из федерального подчинения в городское наконец стала приносить профит?
Автор канала Circus Love говорит, что в целом Запашные собирают неплохо. «Последнее шоу «Царевна Несмеяна» было успешным. Но только это не их шоу — они, как всегда, присваивают себе лавры авторов, не имея к этому никакого отношения. Средняя посещаемость в 2017-м была ниже, чем в Цирке на Цветном бульваре, в относительном отношении, хотя это как подсчитать», сообщил собеседник.
По утверждению Запашного и Вокс, новое шоу прокатывается успешно, и народу битком. Однако страница «Эпицентра мира» на сайте ticketland.ru утверждает, что за день было куплено меньше 200 билетов, а саму страницу посетили меньше шести тысяч человек с начала недели. В зале БМГЦ — 3500 зрительских мест. Запашный заявляет, что гонорар такой, какой есть по правилам. Алиса говорит многозначительно, что он, «конечно, больше».
О, постправда, бессердечная ты сука!