Режиссер Валерия Гай Германика объявила о запуске православного YouTube-шоу, гостями которого станут знаменитости, в какой-то момент своей жизни пришедшие к Богу. Идея настолько зашла РПЦ, что молодого документалиста уже объявили едва ли не мессионером и призвали остальных деятелей шоу-бизнеса последовать ее путем и «свидетельствовать о своей вере». «Шторм» попытался разобраться, насколько искренне желание Валерии «проповедовать» и хотят ли сами артисты агрессивно позиционировать себя как православных.
Валерии Гай Германике всего 34 года, но она уже успела познать жизнь. Девушка вращалась в неформальной среде панков и готов, травилась таблетками и не понаслышке знала, что такое наркотики и алкоголь. Гай Германика была настолько разгульной и развращенной, что запросто могла зайти в церковь пьяной.
Но это было тогда — сегодня Валерия примерная мать двоих детей и яростный борец за православие, который пытается обратить в свою веру все и вся.
«Именно сейчас люди начали в церковь переть!» — убеждает Германика одну из своих героинь в анонсе ролика. «Вдохнови людей на смирение! Давай, попробуй», – призывает другую. А как вам такой вопрос: «Тебе хорошо? Ты чувствуешь присутствие Бога в своей жизни?» Любой нормальный человек после такого просто встанет и уйдет.
Вообще, к вере приходили многие российские артисты; обычно это происходило после каких-то сильнейших душевных бурь. Но если кого-то при этом разбирал сильнейший неофитский восторг, большинство предпочитало свое православие не выпячивать. Взять того же Кинчева, которого все так любят расспрашивать о Боге, а также требовать у него советов или даже благословения. «Да мне бы со своей душой разобраться!» – отвечает он.
Не страдает комплексом мессии и лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Для него вера — это что-то глубоко личное, спрятанное внутри. Зайдешь перед концертом в церковь, поставишь свечечку, поговоришь с батюшкой — и вот тебе светло и хорошо. А учить кого-то со сцены — больше смахивает на крестовые походы, считает певец.
«Кто такая Гай Германика, я знаю, я смотрел ее фильмы, — рассказал рокер в беседе со «Штормом», — но «следовать» за ней точно не готов. Я вообще не готов говорить о своей вере в столь агрессивной манере и на всех углах! Вера — вещь интимная, она связана с тайной нашего бытия... Знаете, я уважительно отношусь к любой религии, но не люблю, когда о ней кричат или когда к ней принуждают!»
Спрашивать у Бориса Гребенщикова, какой он религии, то же самое, что спрашивать, почему идет дождь. Православие для него прекрасно и абсолютно непостижимо, а буддизм – источник вдохновения. Ну, а церковь... зачем туда идти, когда вопросы Богу можно задать напрямую без всяких посредников? Вот и к призыву РПЦ последовать путем Гай Германики певец отнесся со свойственным ему душевным спокойствием.
«Комментарий будет не мой, а евангелиста Матфея, — поделился он со «Штормом». — Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою».
Есть у БГ и маленькое напутствие. Оно и для Германики, и для всех тех, кто ее поддерживает — и снова из Матфея.
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», — цитирует артист.
Но это — рокеры, а что думают по поводу проповедничества автора «Все умрут, а я останусь» другие представители неформальной культуры? Фрик Гоген Солнцев уверен: девчонка просто решила попиариться! В последнее время от нее не было ни слуху ни духу, а славы ой как хочется!
«Когда-нибудь ей будет очень стыдно, что она на волне своего хайпа залезла в столь тонкие вещи, — поделился с нами Гоген. — Попахивает святотатством. Все ведь знают про репутацию этого режиссера: она чуть ли не сатанистка какая-то! Если б Германика действительно пришла к вере, она не стала бы об этом всюду трубить и орать в мегафон, пытаясь привлечь внимание. Напоминает православных активистов. Глядишь, скоро кресты начнут на лбу выжигать!»
В связи с этой историей Гоген вспоминает Ольгу Кормухину и ее мужа Алексея Белова, которые стали глубоко верующими людьми, однако предпочитают не кричать об этом на каждом углу. Скромно живут. Молятся. Занимаются благотворительностью. Вот им он верит, а к Германике вряд ли пошел бы за советом.
«Странно только, что ее выходки поддерживает РПЦ, — удивляется он. — Это какой-то очень тревожный сигнальчик. Кто-кто, а Германика не тот человек, на примере которого нужно показывать, как ты из темного царства переходишь в светлое!»
Протоиерею Всеволоду Чаплину, в отличие от Гогена, все понятно. Он и сам когда-то прошел через подобные искания. Был антисоветчиком. Принадлежал к полудиссидентской тусовке. Слушал рок. И вообще все нынешние хоругвеносцы, говорит он, — это хиппи 70-80-х или панки и металлисты 90-х!
«Например, в храме, где я служу, можно встретить многих бывших и нынешних скандалистов от искусства, — поделился он. — Не буду называть их имена. Ну, если только одно — Псоя Короленко, который точно не обидится. Так что этот путь вполне логичный и ожидаемый».
Единственное, чего не понимает Чаплин, так это желания самой церкви прислониться «к так называемым звездам». Всех надо принимать, всех исповедовать, считает он, но только не пиариться за их счет!
«Артисты должны спасать свою душу, а не служить очередной афишей для церковной раскрутки. Делает что-то человек, и пусть делает! Если же мы игнорируем старшее поколение и гоняемся за глянцевым фото с известным спортсменом, актером или зачастую пустым внутри певцом, это уж точно никуда не годится!» — убежден он.
«А Германика... Я думаю, что дама эта, конечно, умная и какие-то выводы из своей жизни сделала, — смеясь, добавил Чаплин. — Мне кажется, с ней все порядке: она еще и нас, и вас жить научит!»
Добавим, что, представляя проект, Германика пообещала не только обсуждать со звездами, как они совмещают религию с обычной жизнью, но и развеять предрассудки о православии, а это, согласитесь, звучит как-то уж совсем угрожающе.