Наверное, ничто так не характеризует артиста, как его песни. Все страхи, все комплексы, все переживания, — все это сублимируется в творчестве и выплескивается на своих слушателей, а они в свою очередь потом сидят и гадают, о чем же было то или иное послание. Вот, например, «Цвет настроения синий» — это про что? Про вечеринку на арктическом побережье? А как понять фразу «Ты устанешь меня любить»? В порядке эксперимента отправляем несколько таких текстов популярному в Москве психотерапевту и наркологу Василию Шурову. Фанатам Моргенштерна, Земфиры и Киркорова — приготовиться: речь пойдет именно о них!
Земфира, «Крым»
Навскидку открыл Земфирочку. «Крым». Она вроде всегда отличалась глубокомысленными текстами! И что можно сказать об этой песне... Действие разворачивается в будущем, все время какая-то причинная обусловленность. Видно, что человек в себе не уверен. Возьмем первый куплет: «Если ты будешь со мною жить, я попробую бросить пить»... Получается, она сразу признается в наличии зависимости, и эта зависимость у нее, судя по всему, уже серьезная? Потому что Земфира будет только «пробовать» и вряд ли сможет действительно бросить!
Идем дальше: «Однозначно брошу курить, потому что тебя бесит дым, бесит кашель мой, как у больных, и нам пришлось бы поехать в Крым». То есть тут о чем говорится? Человек с ней еще не жил, но она уже за него решает, что его в ней все бесит. С другой стороны, это говорит, что сам партнер при этом не курит и не пьет, а фраза «нам пришлось бы поехать» свидетельствует о том, что эта перспектива ей неприятна. Очевидно, она не хочет посещать Крым, чтобы не подставляться, хотя, может, это уже только мои предположения.
Второй куплет... Итак, парень весь такой премиальный и без вредных привычек, что она готова поменяться. Но на самом деле — поменяться только формально, потому что она опять продолжает за него решать: «Ты устанешь меня любить, целоваться и говорить до начала долгой зимы». Видно, что девушка опытная; знает, что будет охлаждение чувств, и, самое главное, к этому уже готова. И вот тут она начинает сливаться! Если сначала она заходила снизу, из-под плинтуса, заявляла, что даже готова на какие-то жертвы, то теперь потихонечку сдает назад!
Третий куплет. Строчку «Если ты будешь со мной жить, я совсем перестану петь» можно даже не объяснять. Понятно, что для артистки это катастрофа и она на это не пойдет. Интереснее следующая: «Ты не сможешь меня терпеть. Мои нервы, депрессии, мат, бесконечные злость и боль». Ну просто офигенские перспективы! То есть все свое барахло — курение, алкоголизм, ругань, злость — все это она берет и тащит в будущие отношения! И естественно предположить, что никто такую терпеть не будет. У них еще ничего не было, а она уже все обесценила и превратила в ноль!
Ну а дальше совершенно очаровательный вывод: «Ты не будешь со мною жить». То есть мало того, что она уже изначально ничего не планировала, то теперь Земфира не может допустить эти отношения даже при идеальном раскладе.
«Ты хороший друг», «номер мой 36», и слишком много других... Ну понятно: мужик хороший, премиальный, но она там на 36-м месте. 44-летняя не самая красивая женщина. В принципе, все логично. Вот так, начиная с подката снизу, она сама свела все на нет. Как в басне: зелен виноград! Не очень-то и хотелось!
Все действия в будущем, причинно-следственные связи, решения не только за себя, но и за других... — налицо классическое невротическое поведение! У нее даже клип черно-белый, и она в нем совсем одна! Короче, все очень печально, но меланхоликам и невротикам зайдет. Они ведь так и живут: в мире грез и без хотя бы попыток установить серьезные долгосрочные отношения. Это такое самосбывающееся негативное пророчество. Ну да, премиальный мужик и женщина, которая как бы не рассчитала своих сил. Бывает... Можно по этому поводу даже похандрить. Тем более — учитывая ее ориентацию. И правильно! Пусть все мужики будут только друзьями, нечего тут руки распускать!
Моргенштерн, «Малышка»
Песня «Малышка». Прикольный текст про подростковую сепарацию, грезы и фантазии, в котором есть, пожалуй, вся внешняя референция критериев успеха: тут и «мерседес», и «сотни сук в моей кровати», и деньги. Чуть ли не каждое слово — про общество потребления.
Песня имеет две части. Первую поет Шарлот: еврейский мальчик, который, как мы знаем, в детстве ходил на сольфеджио. И вот он, весь такой радужный, подкатывает к девушке. Видно, что он ее ценит, умеет ухаживать и ему очень нравится, когда «под дождем они слишком близко». В его очках нет черного и белого, мир яркий и цветной; и даже когда в доме не находится еды, он вполне может положиться на свою кошку, которая ее для него добудет. Жизнерадостный, воздушный, наслаждающийся жизнью парень!
А следом врывается вот этот Моргенштерн, который находится в таком жесткаче, что даже не помнит, кто ему звонит. При этом если в начале песни шел подкат — эй, малышка, у тебя прическа такая красивая! — то в конце сплошной мат. Да у меня сотни таких сук, да я тебя выгоню и забуду. Короче, все стадии соблазнения и моментального слива; призыв «Не надо никому навязываться, будь как животное!».
Что тут можно сказать? «Сотни сук в моей кровати, но ни с одной не буду спать я» — это про эдипальный конфликт в чистом виде. И если мы разберем жизнь Моргенштерна, то поймем, что это действительно так. Ранний развод родителей, сильно пьющий папа, его смерть. Все говорит о том, что у парня не сформирована фигура отца.
Что это такое... Это значит, что человек сексуально незрел, хотя всячески доказывает обратное, демонстрируя зачастую неуместный эротизм. Провокативное поведение, желание быть в центре внимания, постоянно меняющиеся женщины, которые трут его мочалкой, — все это про ту же историю: что как мужик он не сформировался. Там — мамкина радость! Пухляш, которого мама засунула в пединститут, а когда его оттуда выгнали — в авиационный. Я более чем уверен, что он просто неспособен строить никакие долгосрочные отношения. Все это фальшивая обертка, внутри которой прячется плачущий, неуверенный в себе мальчик!
Он может сколько угодно изображать, что он кого-то целует, причем даже в интимные части тела, но дальше будет очень сильный блок, а в последний момент начнется включение динамо. И как пример для подростков — это отвратительно. А как же романтическая любовь? Как же походить за ручку? Но им показывают хардкор с сексом и кучей партнерш… Хотя я понимаю, откуда все это взято. Из афроамериканского рэпа, где певцы все такие в цепях, раскидываются деньгами, и в какой-то момент в кадре обязательно появляется пара толстых задниц. Но если они при этом еще и активно употребляют, Моргенштерн внаглую рекламирует Sprite, то есть занимается продакт-плейсментом.
Небольшое уточнение: я сейчас говорил не про эдипальный комплекс (его переживают все), а про эдипальный конфликт. Поздний эдипальный конфликт, если это правильно классифицировать. Не думаю, что читатели полезут в такие дебри, но я готов отстаивать свою точку зрения, если у них возникнут какие-то вопросы.
Филипп Киркоров, «Цвет настроения синий»
Открыл «Цвет настроения синий» — и тут просто классика! Даже никакой другой интерпретации: синькой у нас называют алкашку.
Теперь давайте разбирать: «Она убежала от нелепой суеты, ни капли стеснения с приходом темноты». Короче, баба решила оторваться и пустилась на приключения. «Страсть... Страсть над ней имеет власть, все громче звуки», — ну вот так девушки с катушек и слетают!
«Цвет настроения синий, внутри мартини» — с этим все понятно, потому что это универсальный бабоукладчик и средство раскрепощения, ну и «в руках бикини» — в принципе, тоже. Соответственно, девушка с себя уже все сняла, а произошло это под песню «Синий иней». Ну охрененно! У нас под такую музыку отрываются лишь люди в возрасте 40 и 50+. То есть посыл примерно такой: «Вперед, хрен ли нам терять!»
Дальше! «Она так чувствует себя богиней». Ну ясно: количество алкоголя настолько зашкалило, что человеческую природу мы уже преодолели. Никаких комплексов, ничего. Девушка наконец-то дорвалась до удовольствия и пошла по рукам!
«Влияние ночи очень трудно предсказать, по телу мурашки»... Ой (выдыхает). Судя по всему, это уже про крайне распущенное и неадекватное поведение! Вот такой вот гимн женщинам, которые под влиянием алкоголя способны на что угодно!
Ну а дальше мне уже рисуется какая-то групповуха: «по телу мурашки, и ей хочется кричать», «да... да, она сейчас звезда, все предрассудки ерунда». А расплачиваться за это ей, скорее всего, придется уже потом, когда она вернется домой. Не исключено, что она и правда станет синей под влиянием воспитательной работы!
Что я могу сказать про самого Киркорова? Совершенно точно, что это действительно пережито им в опыте, потому что, исполняя эту песню, он реально зажигает, а многие вещи, о которых он поет, можно делать только в состоянии алкогольного опьянения. «Я чувствую себя богиней» — вот его посыл! Он же король, он бог, он над всеми. Вот эта исключительность, она из него просто прет!
Кстати, я тут подумал, что эта вещь хоть и принадлежит другому автору, довольно биографична. Мужику полтос, но он по-прежнему лезет к молодежи и совершает всякие безумства. Это история про то, что с наступлением ночи он начнет отрываться так, что мало не покажется! Плюс, может, я, конечно, сложно интерпретирую, это еще и очень большой стеб, потому что артист постоянно примазывается к разным хитам, а упоминаемый «Синий иней» сразу отсылает к знаменитому One way ticket.
Короче, стеб про стеб. Очень мощная ирония. Я бы даже сказал, постирония, если она, конечно, здесь присутствует!