Актриса Анастасия Вертинская удивлена словам Захара Прилепина о ее отце, поэте и певце Александре Вертинском. Напомним, что не так давно писатель назвал его наркоманом и «картавым исполнителем картавых богемных песен». По словам артистки, она не хотела бы давать его поступку никаких моральных оценок, но это несколько неожиданно: Прилепин еще никогда не позволял себе таких высказываний. Не разделяет его мнения и другой поклонник творчества шансонье, музыкант Александр Ф. Скляр. Если кто-то не понимает, какого масштаба был этот человек, говорит артист, то это исключительно его проблема!
Скандал с Ольгой Бузовой, оказавшейся на подмостках МХАТ имени Горького, неведомым образом проник еще и в самые тонкие сферы искусства. Пытаясь отстоять ее имя, Захар Прилепин взял и сравнил ее с Вертинским, когда тот еще не был признанным классиком.
«В 30-е годы Вертинский был картавый исполнитель картавых богемных песен, наркоман безусловный, кокаинист, человек, очень близкий к голубым лобби и голубым кругам, белогвардеец, который эмигрировал с белогвардейцами и пел для всей белогвардейской сволочи, выехал за пределы советской державы», — заявил писатель.
«Просто вражина, найти и «убить ледорубом», — все больше распалялся он. — Вместо этого товарищ Сталин берет и приглашает Вертинского в Советский Союз. И более того, селит его неподалеку отсюда, по-моему, на Тверской. Дает ему огромную квартиру… Ему дают возможность гастролировать по всей стране, выступать, потом в фильмах начинает сниматься. Вот это подход тирана».
Вражина, «убить ледорубом», «картавый»... — интересная риторика. Особенно если вспомнить, что еще каких-то пять лет назад все тот же Прилепин называл Вертинского «одним из своих первых детских восторгов» и признавался, что этого артиста слушают даже его дети. «Удивительно, как быстро он померк в его глазах. Влияние Бузовой?» — недоумевают россияне. В шоке и певец Юлиан. По мнению артиста, дочерям шансонье, Анастасии и Марианне Вертинским следовало бы обратиться в суд. Должны же они хоть как-то отреагировать на прилепинскую ахинею!
Впрочем, сами сестры ни о каких судах пока не думают; в силу возраста они далеки от того, что происходит в интернете и на подмостках столичных театров. Но услышанное удивляет.
«Вы знаете, я ничего об этом не слышала и не в курсе дела, – говорит Анастасия Вертинская в беседе с Daily Storm, – но я знаю, что в фильме по роману Захара Прилепина звучали песни Александра Николаевича...»
По словам актрисы, она хотела бы узнать обо всем лично. «А подскажите, на каких носителях можно прочесть эти высказывания? — уточняет она. — Я бы посмотрела».
Вообще, логика Прилепина понятна. Когда культурная общественность ополчилась на Бузову из-за ее появления в спектакле о Сталине, он, как завлит МХАТ им Горького, должен был ее отстоять — и он это сделал.
«Вон Кира Муратова вообще снимала непрофессиональных актеров, лицедеев, уже вышедших в тираж, — горячо доказывал писатель. — Шукшин Беллу Ахмадулину звал, Юрий Любимов звал Сажи Умалатову. Кого только кто не звал. Американские кинорежиссеры порнозвезду Сашу Грэй снимают в отличных, умных фильмах». Но зачем сюда приплетать еще и легенд? Ведь где Бузова и Грэй, а где Вертинский?!
Не знает, зачем называть артиста «вражиной», и большой ценитель его творчества, фронтмен группы «Ва-Банкъ» Александр Ф. Скляр (в начале нулевых у него даже была такая концертная программа – «Ракель Меллер — Прощальный ужин», где он исполнял песни Вертинского с рок-музыкантом Глебом Самойловым). И хотя никаких оскорблений в высказываниях Прилепина нет, говорит Скляр, подобная позиция ему не близка.
«Вертинский — артист огромного масштаба, — объясняет исполнитель. — Если это кому-то непонятно, то это не мои проблемы. Сталин любил песни Вертинского, поэтому позволил ему вернуться и петь. Вертинскому в этом смысле повезло. Другим — нет. Потому что Сталин — тиран и душегуб. Он — порождение Октябрьского переворота, как и многие другие злодеи большевистской эпохи. У каждого своя позиция. Мои симпатии — на стороне Вертинского, артиста и человека».
Напомним, что певец Александр Вертинский действительно страдал несовершенством произношения, из-за чего его отказывались принимать в театры. Что, впрочем, ничуть не помешало ему стать кумиром миллионов: ведь людям была важна не дикция, а его удивительная искренность, пел ли он про свою страну («Я не знаю, зачем и кому это нужно») или про очумевшего от усталости пианиста («Желтый ангел»). Да и чего стоили тысячи спасенных им жизней. В Первую мировую артист ушел на фронт простым санитаром.
«Так что Вертинский и Бузова несопоставимы, — пишут в Сети. — Но деньги рулят, и она блещет на мхатовской сцене... Некоторыми местами!»