Гитлер отказывается от нападения на СССР, а Сталин приказывает Красной армии начать освободительный поход на Запад, советские солдаты к Новому году доходят до Парижа и красноармейцы Егоров и Кантария водружают Знамя Победы над Эйфелевой башней. Или наоборот: гренадеры вермахта ищут партизан в захваченной и насквозь промерзшей Москве зимой 1941 года, а советские диверсанты готовят покушение на Гитлера, собирающегося устроить парад на Красной площади... Сюжетов из жанра альтернативной истории на тему Второй мировой войны масса, на Западе снимаются такие сериалы и фильмы, но для России тема войны — особенная. Отечественные режиссеры рассказали Daily Storm, готовы ли снять такое кино, если на стол ляжет суперсценарий, и каким он должен быть.
В 2015 году вышел американский сериал «Человек в высоком замке», показывающий альтернативные реалии США, захваченных Японией и нацистской Германией. В 2020-м HBO выпустила другой масштабный проект на похожую тему: авторы сериала «Заговор против Америки» показали, как бы развивалась история, если бы Рузвельт не смог победить на президентских выборах в 1940 году и США не вступили бы во Вторую мировую войну против Германии.
Режиссер «Брестской крепости» Александр Котт считает, что в ближайшее время в России такие фильмы точно не появятся. «Есть фильм Тарантино [«Бесславные ублюдки», в котором Гитлера убивают], но это другой жанр, другое кино. Мне не интересно. Меня возбуждает правда. Хотя правда может быть у каждого своя... Но я думаю, что в России навряд ли такой проект появится в ближайшее время», — сказал Котт.
Николай Лебедев, снявший в 2001 году «Звезду», согласен с Коттом. По его мнению, фильмы, в котором события будут разворачиваться на фоне Советского Союза, захваченного Третьим рейхом, или наступления Красной армии во Франции, зрителем станут восприниматься как кощунство.
«Я с огромным удовольствием возьмусь за такой проект, если найдется интересная story: умный и захватывающий сценарий, волнующая меня тематика. И, конечно, если это будет представлено по-настоящему азартно, драматично, если будут человеческие смыслы. Я люблю, когда есть простор для фантазии. Но только в том случае, если подобный проект не касается темы Второй мировой войны! Это слишком больная тема, это катастрофа планетарного масштаба, миллионы жертв, разрушение основ человечности и нравственности, колоссальный подвиг народов», — заявил Лебедев.
«В 1944 году Пырьев в своей картине «В шесть часов вечера после войны» предсказал Победу, — продолжил Лебедев. — На экране гремели залпы салюта, а война в то время еще продолжалась. Однако это было не просто предвидение — это было отражение человеческих чаяний. Каждый человек мечтал об этом, каждый надеялся и ждал скорейшего окончания кровопролития».
«Но снимать сейчас о том, что было бы во времена Великой Отечественной, если бы... — мне это кажется кощунственным и совершенно безнравственным. Нельзя играться на таком материале. Нельзя шутить на такие темы. У любого допуска должны быть границы. Снимать альтернативную историю Великой Отечественной — это все равно что снимать историю собственных хороших и любящих родителей, но при этом вдруг взять да и показать их подлыми и грязными. Просто так показать, шутки ради. По-моему, это неприлично», — добавил Лебедев.
Автор «28 панфиловцев» Ким Дружинин сказал, что в России могут сниматься фильмы на тему альтернативной истории Второй мировой, но важно не просто делать кино про нападение Сталина на Гитлера, а исследовать с помощью такой фабулы человека и его душу.
«Мы можем исследовать человеческую сущность абсолютно на любых событиях, даже в условиях нападения Красной армии... Это очень сильно зависит от содержания сюжета. Вопрос также в том, с каким масштабом подходить к данной истории», — отметил Дружинин.
По словам режиссера, авторы таких фильмов должны также внимательно относиться к идеологической составляющей своих проектов: «Кино — это не товар, который можно только продавать. Кино — это в том числе идеологическая работа с обществом и прежде всего с молодежью. Кино — это мощная вещь, поскольку оно работает с образами. Вот, документальное кино работает с реальностью, а художественное кино эту реальность создает. И в ту реальность, которую мы создаем, мы погружаем наших зрителей».
Важно также не слепо копировать западные аналогичные проекты, например новый сериал «Человек в высоком замке» или старый фильм 1994 года с Рутгером Хауэром «Фатерлянд», а стараться создавать свое, подчеркнул Дружинин.
«У меня вообще складывается ощущение, что вся наша индустрия очень подвержена западным тенденциям. Мы все время слышим: вот это наш ответ, вот это наш референс! — сетует Дружинин. — Пока наша индустрия будет развиваться в качестве таких вот ответов, ничего своего у нас достойного не будет получаться. Как только мы начнем заниматься национальными интересами в кино и поддержанием своей культуры, то вероятно, тогда начнут появляться самостоятельные вещи, и они могут быть и про альтернативную историю, и про реальные вещи. Главное, чтобы это не было слепым копированием западных проектов».
«В целом, я не против общечеловеческих хороших историй, которые бы людям напоминали о том, что мы на этом маленьком Земном шаре живем не для того, чтобы воевать, отбирать что-то. <...> Кино должно быть антивоенным в любом случае и должно рассказывать о том, что такое война и как бы нам избежать таких событий», — заключил Дружинин.
«Если бы классный сценарий лег бы мне на стол, я бы с удовольствием его прочитал. Но я не уверен, что от чтения до съемок близкий путь, — признался Андрей Малюков, автор «Мы из будущего» и «Я — русский солдат».
22 июня Die Zeit опубликовала статью президента России Владимира Путина, посвященную 80-летию начала Великой Отечественной войны. Российский лидер в частности указал Западу на его ошибки перед Россией, допущенные за последние 30 лет.