Второй курс мастерской Брусникина (2015-2019) сдал экзамен по актерскому мастерству в Боярских палатах. И это тема для рецензии и пристального внимания, одно из важных событий театрального сезона и повод кое-что заметить о театральном образовании.
Творческие вузы сейчас резко отличаются от всех остальных. Что мы знаем о нынешнем высшем образовании? Мы ничего не знаем об учебе в технических и гуманитарных вузах, кроме того, что профессора жалуются на идиотизм первокурсников, поступивших через сдачу школьных ЕГЭ. Общественность, то есть зрители, ничего не знают о сотне тысяч студентов — никто их не видит, не слышит, никаких произведений науки и искусства от них ждать не приходится в студенческом возрасте. А вот питомцы Дмитрия Брусникина ставят рекорды даже в светлом ряду популярных творческих вузов, то есть театральных. Они не только задают тон и уровень обучения в Школе-студии МХАТ, но уже занимают в памяти театроведения свое место.В связи с мастерской всегда есть возможность говорить о новых спектаклях и новых трендах обучения. Мы, конечно, утрируем, сгущаем и нагло хвалим один курс из многих, но оно того стоит.
Говоря вкратце, новизна обучения в мастерской имеет два основных параметра. Первое: курс (2011-2015) начал выступать на сценах разных театров с первого года обучения, а к выпуску стал узнаваем и даже знаменит, их спектакли обладают фирменным почерком, на их вещах держится репертуар театра «Практика», они выступают в Центре им. Мейерхольда, ТЦ на Страстном и Боярских палатах. Суть эксперимента в том, что они стали профессиональными актерами, резидентами сначала Боярских палат, потом театра-студии «Человек», потом «Практики», продолжая непрерывно обучаться. Например, первый же спектакль, сделанный в конце первого курса, вербатим «Это тоже я» Юрия Квятковского — пять лет подряд главная вещь «Практики», недавний «Чапаев и пустота» Максима Диденко тоже абсолютный хит. И между этими общепризнанными удачами два десятка разножанровых экспериментов. Короче говоря, исполнение десятка спектаклей студентами на профессиональной сцене привело к резкой интенсификации обучения.
Второй пункт уникальности мастерской Брусникина в том, что с момента поступления в Школу-студию на курс Брусникина перед студентом ставится задача – быть универсальным артистом, то есть заниматься сразу всем – режиссурой, сценографией, драматургией, светом и звуком, не говоря уже об актерстве. Весь первый курс они осваивают технику «вербатим», что больше подходит антропологам, журналистам и социологам. Универсальность — давно тренд театрального образования, и мастерская еще в начале пути. Борис Юхананов, например, говорит своим студентам МИР (Мастерская индивидуальной режиссуры), где вроде бы совсем иная — кинотеатральная — школа: «Надо быть амфибией!»
Что характерно, учителя-брусникинцы выпуска 2003 года, режиссеры и преподаватели Алексей Розин, Сергей Щедрин и Юрий Квятковский, а также их учителя Марина Брусникина и Михаил Мокеев, сообща ответственные за деятельность новых учеников, сразу нацелились сделать огромный и как всегда необычный спектакль по Достоевскому. В 2012 году в Боярские палаты пришли два удивительных спектакля, сделанные старшей «Брусникой» при подготовке к экзаменам — «Второе видение» и «Бесы». Так вот, «Преступление и наказание», или что-то другое по Достоевскому в руках младших обещает стать не меньшим хитом, чем «Бесы».
В чем специфика, отличия изучения Достоевского у двух курсов? Ведь это фирменный стиль мастерской, полгода на втором курсе погружаться в одного лишь Достоевского. Старшие ездили в Питер 2012 года и две недели записывали людей на диктофоны, видео и фото. Оказалось, современные питерские люди ничем не отличаются от подпольных «достоевских» людей. Младшие две недели 2017 года бегали по бывшему Ленинграду, чтобы найти все локации пребывания Раскольникова, упомянутые в романе. Чем не новейший извод ситуационизма и психогеографии, придуманной сподвижниками Ги Дебора?
На первом курсе младшие интенсивно занимались «вербатимом», и в самом конце 2016 года поразили театральную Москву антропологическим триллером «Нация», сделанным на основе изучения людей в поезде «Москва-Владивосток». То есть курс вместе с Брусникиным и кураторами из «старших» две недели дрейфовал, занимался социологией на маршруте, пересекающим всю страну. Создавали огромный, в четырёх частях, экшн «Нация» триумвират режиссёров - Дмитрий Брусникин, Андрей Стадников и Юрий Квятковский, причём первая часть это документальный фильм о путешествии на «трансибе» Ольги Привольновой. Судьба «Нации», как и «Слона», предыдущего авангардистского пространственного шоу старших «брусникинцев», зависит от предоставления больших пространств: музейно-офисных в случае «Нации» и заводских для «Слона». Также у второкурскников был нежнейший, горячий спектакль-перевоплощение в пенсионеров-актеров «До и после» в Новом пространстве театра Наций, с режиссурой Дмитрия Брусникина, художеством Ксении Перетрухиной и драматургией Михаила Дурненкова, перелопатившего гору этюдов, сделанных студентами всё в той же технике «вербатим».
В Боярских палатах было устроено так: первый день посвящен этюдам, второй – отрывкам, при собрании профессоров кафедры, что и есть экзамен. Всем бы студентам такие экзамены. Этюды на мотивы «Неточки Незвановой», «Сна смешного человека», «Записок из подполья», «Кроткой», даже «Крокодил» был. Прежде всего, чистое актерское творчество, неожиданное. В один и тот же момент зрители ужасались и хохотали, это показатель актерского таланта.
Например, Ясмина Омерович показала узнаваемую, сомнамбулическую, резкую Неточку-панка, надевала сотню одежек, шептала, кричала, принимала непростые позы девы-соблазнительницы, подсаживаясь к зрителям. Это было естественно, вскрывало именно то, что утаил от читателей автор «Неточки Незвановой». И ее отрывок с Никитой Ковтуновым по «Братьям Карамазовым» во второй день тоже вставил, как говорит Пелевин, не по-детски.
Другой выдающийся, без скидок, эпизод — диалог Полины Повтарь и Яны Зобковой, тоже в «Братьях». Игра настолько женственна и впадает в ту степень ярости и ревности, что вскрывает память зрителей. Психоаналитично, но главное, подтверждает догадку Станиславского: архетип актерства — сама женщина.
Леонид Саморуков блестящий актер, его смелое рисование картин причинным местом (Крокодил) и разбиванием яиц-овощей-фруктов («Сон смешного человека») — самостоятельные перформансы. Так же хорош был его отрывок на второй день, с Машей Лапшиной, очень странные «Белые ночи», совсем белые.
В этюде «Столетняя» Лапшина и Юлия Джулай взорвали зрителей троекратным повторением, сделанным в разных образах, эстетике, языке, жестах – что и есть главное в актерстве.
Александр Золотовицкий — особый разговор, в труппе он отвечает за нервных «тварей дрожащих», за песни на грани безумия в этюде «Кроткая», вместе с Настей Плетнер. Запомнился и его рассудочный подпольный Шатов из отрывка «Бесы», вместе с Даниилом Шперлингом.
А главная тема экзамена, «Преступление и наказание», была раскрыта опытом кумулятивного погружения в материал. С привычным раздвоенным Раскольниковым Кирилла Одоевского и Федора Левина рифмовался финал дня, когда семеро других студентов, казалось бы, остроумно спародировали серьезно-возвышенный заход в тему «Преступления и наказания», а на деле – применили другую эстетику. Точнее сказать, другую художественную стратегию, что отсылает к незабвенным практикам Дмитрия Пригова. Появилось предельное техноотстранение глазом видеокамеры, и Михаил Мещеряков показал цельного Раскольникова, оказавшегося в фокусе внимания окружения – всяких мелких следователей, сестер, старушек и любовниц. Не раздвоенно-эфемерного студиозуса показал, а начинающего тирана, современного продвинутого эгоманьяка, с наслаждением осознавшего себя убийцей.
Старшая «Брусника» тщательно занимается младшей: Сергей Карабань, Михаил Плутахин, Настя Великородная, Яна Гладких, Марина Васильева – акушеры трудных и счастливых родов новой труппы, и что может быть лучше для актерского образования?
И напоследок анонс: режиссер и художник Дмитрий Мелкин, сделавший мощный спектакль Центра им. Мейерхольда «Тело авангарда», соорудил с младшими спектакль «Лес» по трактату интереснейшего московского философа Владимира Бибихина. Действо в жанре физического театра произойдет 22 июля в 21 час на площади Сити.
И запомните имена «Леса»: Александр Золотовицкий, Яна Зобкова, Владимир Канухин, Никита Ковтунов, Мария Лапшина, Федор Левин, Эва Мильграм, Кирилл Одоевский, Ясмина Омерович, Полина Повтарь, Леонид Саморуков, Дмитрий Северин, Анастасия Чуйкова, Мария Крылова.
Фото автора