St
Достоевский-трип
18+
Как второе поколение мастерской Брусникина занималось дрейфом и психогеографией в Боярских палатах undefined

Достоевский-трип

Как второе поколение мастерской Брусникина занималось дрейфом и психогеографией в Боярских палатах

Второй курс мастерской Брусникина (2015-2019) сдал экзамен по актерскому мастерству в Боярских палатах. И это тема для рецензии и пристального внимания, одно из важных событий театрального сезона и повод кое-что заметить о театральном образовании.


Творческие вузы сейчас резко отличаются от всех остальных. Что мы знаем о нынешнем высшем образовании? Мы ничего не знаем об учебе в технических и гуманитарных вузах, кроме того, что профессора жалуются  на идиотизм первокурсников, поступивших через сдачу школьных ЕГЭ. Общественность, то есть зрители, ничего не знают о сотне тысяч студентов — никто их не видит, не слышит, никаких произведений науки и искусства от них ждать не приходится в студенческом возрасте. А вот питомцы Дмитрия Брусникина ставят рекорды даже в светлом ряду популярных творческих вузов, то есть театральных. Они не только задают тон и уровень обучения в Школе-студии МХАТ, но уже занимают в памяти театроведения свое место.В связи с мастерской  всегда есть возможность говорить о новых спектаклях и новых трендах обучения. Мы, конечно, утрируем, сгущаем и нагло хвалим один курс из многих, но оно того стоит.


Говоря вкратце, новизна обучения  в мастерской имеет два основных параметра. Первое: курс (2011-2015) начал выступать на сценах разных театров с первого года обучения, а к выпуску стал узнаваем и даже знаменит, их спектакли обладают  фирменным почерком, на их вещах держится репертуар театра «Практика», они выступают в Центре им. Мейерхольда, ТЦ на Страстном и Боярских палатах. Суть эксперимента в том, что они стали профессиональными актерами, резидентами сначала Боярских палат, потом театра-студии «Человек», потом «Практики», продолжая непрерывно обучаться. Например, первый же спектакль, сделанный в конце первого курса, вербатим «Это тоже я» Юрия Квятковского — пять лет подряд главная вещь «Практики», недавний «Чапаев и пустота» Максима Диденко тоже абсолютный хит. И между этими общепризнанными удачами два десятка  разножанровых экспериментов. Короче говоря, исполнение десятка спектаклей студентами на профессиональной сцене привело к резкой интенсификации обучения.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Второй пункт уникальности мастерской Брусникина в том, что с момента поступления в Школу-студию на курс Брусникина перед студентом ставится задача – быть универсальным артистом, то есть заниматься сразу всем – режиссурой, сценографией, драматургией, светом и звуком, не говоря уже об актерстве. Весь первый курс они осваивают технику «вербатим», что больше подходит антропологам, журналистам и социологам. Универсальность — давно тренд театрального образования, и мастерская еще в начале пути. Борис Юхананов, например, говорит своим студентам МИР (Мастерская индивидуальной режиссуры), где вроде бы совсем иная —  кинотеатральная — школа: «Надо быть амфибией!»


Что характерно, учителя-брусникинцы выпуска 2003 года, режиссеры и преподаватели Алексей Розин, Сергей Щедрин и Юрий Квятковский, а также их учителя Марина Брусникина и Михаил Мокеев, сообща ответственные за деятельность новых учеников, сразу нацелились сделать огромный и как всегда необычный спектакль по Достоевскому. В 2012 году в Боярские палаты пришли два удивительных спектакля, сделанные старшей «Брусникой»  при подготовке к экзаменам — «Второе видение» и «Бесы». Так вот, «Преступление и наказание», или что-то другое по Достоевскому в руках младших обещает стать не меньшим хитом, чем «Бесы».


В чем специфика, отличия изучения Достоевского у двух курсов? Ведь это фирменный стиль мастерской, полгода на втором курсе погружаться в одного лишь Достоевского. Старшие ездили в Питер 2012 года и две недели записывали людей на диктофоны, видео и фото. Оказалось, современные питерские люди ничем не отличаются от подпольных «достоевских» людей. Младшие две недели 2017 года бегали по бывшему Ленинграду, чтобы найти все локации пребывания Раскольникова, упомянутые в романе. Чем не новейший извод ситуационизма и психогеографии, придуманной  сподвижниками Ги Дебора?


На первом курсе младшие интенсивно занимались «вербатимом», и в самом конце 2016 года поразили театральную Москву антропологическим триллером «Нация», сделанным  на основе изучения людей в поезде «Москва-Владивосток». То есть курс вместе с Брусникиным и кураторами из «старших» две недели дрейфовал, занимался социологией на маршруте, пересекающим всю страну. Создавали огромный, в четырёх частях, экшн «Нация» триумвират режиссёров - Дмитрий Брусникин, Андрей Стадников и Юрий Квятковский, причём первая часть это документальный фильм о путешествии на «трансибе» Ольги Привольновой. Судьба «Нации», как и «Слона», предыдущего авангардистского пространственного шоу старших «брусникинцев», зависит от предоставления больших пространств: музейно-офисных в случае «Нации» и заводских для «Слона». Также у второкурскников был нежнейший, горячий спектакль-перевоплощение в пенсионеров-актеров «До и после» в Новом пространстве театра Наций, с режиссурой Дмитрия Брусникина, художеством Ксении Перетрухиной и драматургией Михаила Дурненкова, перелопатившего гору этюдов, сделанных студентами всё в той же технике «вербатим».  

В Боярских палатах было устроено так: первый день посвящен этюдам, второй – отрывкам, при собрании профессоров кафедры, что и есть экзамен. Всем бы студентам такие экзамены. Этюды на мотивы «Неточки Незвановой», «Сна смешного человека», «Записок из подполья», «Кроткой», даже «Крокодил» был. Прежде всего, чистое актерское творчество, неожиданное. В один и тот же момент зрители ужасались и хохотали, это показатель актерского таланта. 


Например, Ясмина Омерович  показала узнаваемую, сомнамбулическую, резкую Неточку-панка, надевала сотню одежек, шептала, кричала, принимала непростые позы девы-соблазнительницы, подсаживаясь к зрителям. Это было естественно, вскрывало именно то, что утаил от читателей автор «Неточки Незвановой». И ее отрывок с Никитой Ковтуновым по «Братьям Карамазовым» во второй день тоже вставил, как говорит Пелевин, не по-детски.


Другой выдающийся, без скидок, эпизод — диалог Полины Повтарь и Яны Зобковой, тоже в «Братьях». Игра настолько женственна и впадает в ту степень ярости и ревности, что вскрывает память зрителей. Психоаналитично, но главное, подтверждает догадку Станиславского: архетип актерства — сама женщина. 

Леонид Саморуков блестящий актер, его смелое рисование картин причинным местом (Крокодил) и разбиванием яиц-овощей-фруктов («Сон смешного человека»)  — самостоятельные перформансы. Так же хорош был его отрывок  на второй день, с Машей Лапшиной, очень странные «Белые ночи», совсем белые. 


В этюде «Столетняя» Лапшина и Юлия Джулай взорвали зрителей троекратным повторением, сделанным в разных образах, эстетике, языке, жестах – что и есть главное в актерстве.


Александр Золотовицкий — особый разговор, в труппе он отвечает за нервных «тварей дрожащих», за песни на грани безумия в этюде «Кроткая», вместе с Настей Плетнер. Запомнился и его рассудочный подпольный Шатов из отрывка «Бесы», вместе с Даниилом Шперлингом.

А главная тема экзамена, «Преступление и наказание», была раскрыта опытом кумулятивного погружения в материал. С привычным раздвоенным Раскольниковым Кирилла Одоевского и Федора Левина рифмовался финал дня, когда семеро других студентов, казалось бы, остроумно спародировали серьезно-возвышенный заход в тему «Преступления и наказания», а на деле  – применили другую эстетику. Точнее сказать, другую художественную стратегию, что отсылает к незабвенным практикам Дмитрия Пригова. Появилось предельное техноотстранение глазом видеокамеры, и Михаил Мещеряков показал цельного Раскольникова, оказавшегося в фокусе внимания окружения – всяких мелких следователей, сестер, старушек и любовниц. Не раздвоенно-эфемерного студиозуса показал, а начинающего тирана, современного продвинутого эгоманьяка, с наслаждением осознавшего себя убийцей.


Старшая «Брусника» тщательно занимается младшей: Сергей Карабань, Михаил Плутахин, Настя Великородная, Яна Гладких, Марина Васильева –  акушеры трудных и счастливых родов новой труппы, и что может быть лучше для актерского образования?


И напоследок анонс: режиссер и художник  Дмитрий Мелкин, сделавший мощный спектакль Центра им. Мейерхольда  «Тело авангарда», соорудил с младшими спектакль «Лес» по трактату  интереснейшего московского философа Владимира Бибихина. Действо в жанре физического театра произойдет 22 июля в 21 час на площади Сити.
И запомните имена «Леса»: Александр Золотовицкий, Яна Зобкова, Владимир Канухин, Никита Ковтунов, Мария Лапшина, Федор Левин, Эва Мильграм, Кирилл Одоевский, Ясмина Омерович, Полина Повтарь, Леонид Саморуков, Дмитрий Северин, Анастасия Чуйкова, Мария Крылова.

Фото автора

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...