Российские драматурги шокированы размером гонорара, который Малый театр должен выплатить за использование романа «Стена» Владимира Мединского, взятого за основу постановки «Смута». Премьера состоялась 10 мая. Согласно информации на сайте Госзакупок, за авторские права театр заплатил 920 тысяч рублей и будет выплачивать еще 8 % от кассовых сборов. Правда, заплатить должны будут не министру культуры — он отказался от авторского гонорара, поскольку Малый театр находится в подчинении ведомства. Денежки достанутся смоленскому филиалу Российского военно-исторического общества. Председатель РВИО, напомним, — тот же Мединский, но ведь, в сущности, бюджет в стране один.
«Я, конечно, начинающий драматург, опыт у меня маленький, но, по-моему, это многовато», — заявил «Шторму» писатель Дмитрий Данилов, автор пьесы «Человек из Подольска», за которую жюри премии «Золотая маска — 2018» назвало его лучшим драматургом прошлого сезона. «Порядок у разных авторов, конечно, разный, но я точно знаю, что другие драматурги зарабатывают не столько. Главное, что тут сочетаются огромная разовая выплата и процент роялти». По мнению Данилова, практика такова, что либо ехать, либо шашечки — «либо разовый гонорар (конечно, не такой огромный), либо отчисления с кассовых сборов, а тут все сразу — и гонорар под миллион, и каждый месяц будут капать очень существенные деньги».
Такого же мнения придерживается Михаил Дурненков, один из самых известных драматургов России. «Театры обычно на такое не идут — чтобы и роялти, и гонорар одновременно», — полагает он. По его оценке, топовый автор в Москве может рассчитывать на разовую выплату не выше 600 тысяч.
Драматург Валерий Печейкин также оценивает размеры этого гонорара как «выше среднего». «Ни я, ни кто-то из моих знакомых такого гонорара не получал, причем, заметьте, это выплата не за специально созданное для театра произведение, а лишь за право постановки». По сведениям Печейкина, один из знакомых ему авторов, которого он называет живым классиком, хотел получить сходную сумму за инсценировку своего произведения, но театр не смог выплатить соответствующего гонорара. «Можно назвать большой творческой удачей гонорар, полученный Владимиром Мединским и его организацией за инсценировку его «Стены». Это, безусловно, большая удача прежде всего для дебютанта, коим является министр культуры, — иронизирует Печейкин. — Это дает возможность надеяться, что и меня в том числе затронут положительные изменения в сфере культуры, которые, судя по таким гонорарам у дебютантов, у нас налицо. Я был бы не прочь в следующий раз или прямо сейчас такие денежки получить».
По словам драматурга, вознаграждение Мединского в девять раз больше среднего гонорара дебютанта в Москве. В регионах, а также других странах Восточной Европы он не превышает 500 евро или даже долларов.
Добавим, что все драматурги, к которым мы обратились за комментарием (в том числе и те, кто от «дачи показаний» отказался), были в курсе сумм, выплаченных Малым Военно-историческому обществу.