На днях возле отеля, который принадлежит шейху Дубая, заметили странного человека, прогуливающегося по пляжу в наряде султана. Глаза мужчины были изысканно подведены, губы накрашены, щеки обильно смазаны тональным кремом, а голову венчала алая чалма. Это был экс-мэр Архангельска Александр Донской. И он там не гулял, а бился за родную страну! «Шторм» поговорил с бывшим региональным политиком, а ныне популярным московским художником о его культурной миссии.
— Александр, в Сети переполох: Вы исчезли из России и гуляете по Дубаю в странных алых одеждах. Что происходит?
— Фото, про которые Вы говорите, были сделаны во время моего перформанса «Я хочу, чтобы вы любили Россию». Смысл этой акции заключается в том, чтобы переломить то недоверие, которое сегодня сложилось по отношению к гражданам нашей страны из-за проводимой ею политики и введенными против нас санкциями. Но почему это недоверие должно распространяться на всех?! Лично я не имею ко всему этому никакого отношения. Крым я не присоединял. Скрипаля не травил! Из-за чего я должен страдать?! Я хочу жить, как все нормальные люди: есть хороший сыр, а не его подделки, и открывать бизнес в любой стране мира. Но нет, нас теперь считают какими-то отсталыми и крутят у виска.
— Расскажите, как на Вас реагировали люди?
– Очень хорошо. Русские — поддерживали, говорили, что не раз сталкивались с подобным отношением и с этим надо бороться. Иностранцы — улыбались и просили сфотографироваться. А дети — те вообще не отходили: куда бы я ни шел, они бежали за мной следом. Все портила только одна девчонка, которая кидалась в меня песком и кричала: Bullshit! Это вроде бы «дерьмо», да? Ну я-то, ладно, пережил, а вот костюм пострадал.
— А штрафов не выписывали? За нарушение порядка?
— Слава богу, обошлось. Местные правоохранители, конечно, препроводили меня в свою прекрасную машину и провели воспитательную беседу. Мол, что Вы делаете. У Вас и шоу, и политика. Так нельзя! В ответ я сказал им, что шейх Дубая вряд ли согласился бы с их мнением, потому что очень любит современное искусство, и меня отпустили. Ну не пойдут же они проверять, правда ли их шейх так неравнодушен к культуре!
— Хороший способ для отмаз...
— Кстати, в России я поступаю так же: когда меня спрашивают, согласовывал ли я ту или иную акцию, я говорю: «Вы знаете, Владимиру Владимировичу это нравится». И сразу ноль вопросов! Один единоросс был настолько впечатлен моим ответом, что вернулся и купил у меня две футболки с надписью «СуперПутин». Дал 100 долларов. Бери, говорит, все, сдачи не надо.
– То, что Вы делаете, это ваша личная инициатива? Или у Вас есть единомышленники?
— Все акции проходят в рамках национальных программ нашего президента за Россию без границ! Хотя... шучу, конечно. На самом деле я никогда ни с кем ничего не согласовываю, и все акции проводятся исключительно на мои деньги. Кстати, в июне такой же перформанс пройдет в Швейцарии на открытии выставки Art Basel 2018. Я надену костюм русского царя и буду предлагать всем понюхать ромашку, густо надушенную советскими духами «Новая заря». Пусть почувствуют, как пахнет Россия!
— Какими своими акциями Вы гордитесь больше всего?
— Я бы не сказал, что провожу их, чтобы потом гордиться. Это скорее такая ирония над реальностью! Например, я могу устроить гонки на феррари по торговому центру в знак протеста против мажоров, которые ездят по городу вопреки правилам дорожного движения. А могу — выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента, заявив, что я первый гей, который хочет руководить страной (в действительности первым открытым геем, который баллотировался на пост президента РСФСР, был ЛГБТ-активист Роман Калинин. — Примеч. «Шторма»). Я ведь оппозиционер. А как люди воспринимают оппозиционеров? Как педерастов! Вот я и был самый главный педераст и шел на выборы, чтобы довести эту идею до полного абсурда.
— Вас тогда хоть кто-нибудь поддержал?
— Забавно, но когда я об этом заявил, кандидата Донского показали даже в эфире «Вестей». Это означает, что в этот раз со стороны Кремля не было ни единой попытки меня «заблокировать»!
— В этот? Значит были и другие?
— До этого я выдвигался на пост президента, будучи мэром Архангельска, и тогда все было по-настоящему. Настолько по-настоящему, что мне звонил полномочный представитель Путина и угрожал: мол, если не откажешься от своей идеи, мы тебе переломаем всю жизнь и посадим в тюрьму. Я жутко переживал. Думал, ну почему им не по фигу? Ну они же понимают, что я наберу лишь какие-то крохи голосов. Что им от этого? Тем не менее все центральные телеканалы оказались для меня закрыты. Теперь все с точностью до наоборот.
— Когда Вы были мэром, Вы уже чувствовали себя художником?
— Я чувствовал себя им с самого раннего детства, когда учительница сказала мне, что я дебил, потому что не могу перерисовать обычную картинку. Я тогда страшно разозлился и пообещал себе добиться настоящих высот и доказать ей, как она ошибалась. Вот и когда я шел в мэры, я воспринимал это как некую акцию. Никто не верил, что я, человек, который не сотрудничал ни с оппозицией, ни с властью, смогу избраться, но у меня получилось. И за отведенное мне время я успел сделать почти все, что планировал.
— Например?
— Например, я предложил людям объявить Архангельск городом снеговиков. Называют же Великий Устюг родиной деда Мороза, почему бы и нам не придумать что-то свое?! Я выселил цыганский поселок, который мешал всем жить. Я увеличил бюджет на ремонт дорог. Единственное, о чем жалею, что не получилось реализовать программу по расселению ветхого жилья. Сам жил в такой деревяшке — знаю, что это такое, когда у тебя трещат стены и ты не знаешь, проснешься ли наутро живым.
— Получается, что и Ваше «президентство» было лишь попыткой доказать, что Вы можете большее?
— По сути, да. Я думал, что благодаря этой акции мне дадут денег, которые пойдут на благо города, — а дали по башке. Как меня только ни травили: говорили, что меня надо закрыть в психушке, печатали газетенки, в которых утверждалось, что я организатор голубых сект. Но какой бы изощренной ни была травля, я говорил «Как же вы правы!» и доводил ее до полного сумасшествия.
— Вы говорите, что болеете за современную культуру? А как относитесь к таким «явлениям», как Бузова, Киркоров и иже с ними?
— Мне кажется, что Бузова — это ответ на запросы нашего общества. Когда она только начинала, все изумлялись: кто такая? Фу, разве она сможет дать хотя бы один концерт? А теперь она собирает аншлаги! То же самое с Собчак: пошла на выборы, умело собрала деньги со всех спонсоров, увеличила гонорары за рекламные посты в Instagram. Ну молодец же! Киркоров тоже молодец. Вроде старый мужик, как я, а все продолжает хайпить. А вообще, сейчас время такое: если человек занимается настоящим искусством, ему приходится нищенствовать, если устраивает что-то незамысловатое и скандальное — это сразу заходит. А если еще и к бюджету присосался, вообще классно!
— Александр, давайте про Вас. Про Дубай и Базель понятно — планируются ли перформансы в России?
— Если звезды сойдутся, то один из них пройдет на ВДНХ, по крайней мере, я сейчас веду об этом переговоры. Это будет самая большая световая надпись в мире: РОССИЯ! Мы будем подавать сигналы в космос, чтобы о нас узнали не только жители земли, но и инопланетяне. Кстати, если миллиардеры из списка Forbes услышат об этом и помогут, это будет здорово. Надо же и им как-то выбираться на свет!