Русская православная церковь разработала проект документа об изгнании бесов, который анонсировался еще в 2021 году. Согласно новым правилам, проводить обряд экзорцизма разрешается лишь священникам и епископам и только бесплатно. А им самим рекомендуется ознакомиться с основами психиатрии, чтобы различать, где болезнь, а где нечистая сила. А как это делается сейчас? И правда ли, что специально обученный батюшка может избавить от демонов всего за каких-то 5-10 минут?
Перепуганная толпа, священник и бесноватый человек, которого мотыляет из стороны в сторону. Таких роликов в Сети не один и не два, и каждый — как отдельный фильм ужасов. Но бывает ли такое на самом деле или это постановка?
Бывает — говорит служитель Душепопечительского православного центра во имя праведного Иоанна Кронштадского Григорий Михайленко. На отчитках архимандрита Германа Чеснокова в Троице-Сергиевой лавре случалось и не такое. Кто-то хрюкал, кто-то кукарекал, кого-то чуть ли не отрывало от земли. Однако проведение подобных обрядов дозволяется не всем. Для этого требуется особая крепость.
«Лучше всего, чтобы человек был неженат, иначе демоническая сила начнет искушать не только его, но и родственников, — рассказывает священник в беседе с Daily Storm. — Во-вторых, чтобы он имел благословение епископа. Это значит, что ты действуешь законно и тебе предоставляются все необходимые условия. И, конечно, знал демонологию и психологию».
Кстати, последнее, уточняет отец Григорий, столь же важно, как знание специальных чинов. А вдруг у человека никакое не беснование, а душевное расстройство? Поэтому у них в центре такая работа велась исключительно в связке с психологами или психиатрами. Пациент рассказывает, что случилось, получает поддержку. И только потом его потихоньку выводят на таинства.
«Кто такие демоны и как их распознать? — переспрашивает священник. — Это сущности, которые входят в человека, и конечная цель которых — довести до самоубийства. Заставить думать, что все бессмысленно. Причем их могут быть тысячи. Вспомните Новый Завет, когда нечистый дух отвечает Христу: «Легион имя мне, потому что нас много».
Еще один важный пункт, считает священник, — что помощь экзорцистов должна быть бесплатна. Ведь это направление еще не отработано и в нем очень много импровизаций. Появляется какой-нибудь харизматичный старец. Заявляет, что изгоняет бесов…
«И тут уж, скрывать не будем, многое построено на меркантильном интересе, — размышляет отец Григорий. — А сам человек впадает в прелестное состояние и начинает испытывать чувство превосходства. Посмотрите, мне повинуются даже демоны!»
О том же самом говорит и архимандрит Силуан. Батюшка служил в храме Архангела Михаила в селе Хрустовая в Приднестровье, а сейчас уехал на Украину.
«Помню, был такой игумен Тихон, — вспоминает священник. — Маленький, сухонький. И вот выходит он к людям, проводит отчитку — те беснуются, кричат, падают. А потом он воздевает руки и возвращается к себе в келью. А когда человек начинает гордиться, говорить, какой он молодец, это очень страшно».
Как рассказывает отец Силуан, сам он таких отчиток не проводил, но видел, как это делал один из служителей. И вот какое наблюдение: у многих одержимых было бурное прошлое.
«Получалось, что Господь словно попускает такие болезни для спасения души, — объясняет священник, — и останавливает от дальнейших прегрешений. Но в то же время и дает шанс излечиться! Как говорится, на каждого больного есть свой лекарь, и на каждую рану — свой пластырь».
Рекомендации для совершения обряда, опубликованные на сайте Московского патриархата, занимают две страницы. Как уточняют авторы, документ составлен, чтобы избежать перехлестов, когда «болящие подвергаются унижению или психологическому насилию».
«Признаком беснования также может быть боязнь святыни. В данном случае одержимый болезненно реагирует на соприкосновение со святыней (крестом, святой водой, мощами и другим), — говорится в методичке. — Однако боязнь святыни может быть связана и с психическими расстройствами».
А вот употребляющим можно выдохнуть. Никаких бесов! «Алкогольная, наркотическая зависимости или иные пристрастия, как и греховные страсти вообще, не являются непременно следствием одержимости», — пишут составители.