9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. В честь этой даты Daily Storm решил устроить деятелям культуры экзамен на тему русской классики. Какое растение проросло из Базарова? Зачем Герасим утопил Муму? Куда девались Ася с Гагиным?
Селебрити, как всегда, не подвели! Оказалось, что Базаров восставал против прогнившего шоу-бизнеса, тургеневские барышни — это чиксы 25-30 лет, угоняющие яхты у Абрамовича, а сам писатель всю жизнь был влюблен в Наталью Гончарову.
Расспрашивать артистов про русских писателей — дело непростое. Если один весело рассмеется, другой обязательно решит, что ты хочешь его унасекомить и ославить на весь мир в качестве невежды. Но вопросы-то проще некуда! Например, что выросло из трупа Базарова? Лопух, как он предполагал, или цветочек? А может, пара елочек? Сколько лет тургеневской девушке и как звали любимую женщину писателя? Да мы даже варианты предлагали, чтобы было легче: Айседора Дункан, Хибла Герзмава, Лиля Брик. Тут хочешь не хочешь, а ответишь! Увы, большинство звезд пугались фамилии Тургенев как огня. Например, Юрий Стоянов так и сказал: ага, напишете потом, что я — ответил правильно, а Иванов даже не знает, кто такой Штольц!
Впрочем, обо всем по порядку. Одним из самых рассудительных и начитанных артистов оказался лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Тургеневская девушка, считает он, это барышня 20 лет, а возлюбленной писателя была никакая не Герзмава и даже не Брик, а Виардо.
«Что выросло из Базарова? Ничего. Заразился и умер», — благодушно пояснил певец.
Хорошо знаком с русской литературой и «гражданин мира» Вилли Токарев. Тургеневской барышне, считает он, столько же лет, сколько Полине Виардо. Именно в нее — на свое горе и несчастье — был влюблен писатель. «А из самого Базарова выросло чудовище, с которым лучше не встречаться и не иметь дело!» — рассказал «Шторму» шансонье.
Клоун и дрессировщик Юрий Куклачев поначалу воспринял наш эксперимент со смехом, однако потом насторожился.
«Из Базарова выросли хладнокровные, безразличные, бессердечные люди! Это и про наше время! — начал было народный и вдруг замолчал. — Нет, не буду дальше. Такие вопросы задаете... Хотите проверить мои литературные способности?»
А вот Сергей Дроботенко оказался крепким орешком: решил, что раз уж согласился поучаствовать — надо биться до конца, пусть даже и не поклонник.
«Из Базарова вырос какой-то малопригодный человек. По-моему, его даже нигилистом называли», — срываясь на смех, рассказал он, а потом добавил, что такие герои ему не близки, он разделяет совсем другие убеждения.
Вопрос номер два: к кому писатель неровно дышал? Тут-то Дроботенко и срывает покровы.
«Хибла, конечно, самый лучший вариант, но не она, — задумывается юморист. — И не Дункан, это я знаю точно. Мне как-то ближе второй и четвертый: Брик или Гончарова! А про девушку трудно сказать, у них же все раньше происходило, чем у нас. В 42, если верить Пушкину, люди уже считались глубокими старцами. Наверное, тургеневским девушкам 14 или 16!»
Еще серьезнее снижает возрастную планку певец Трофим. Если на ту пору таким барышням было 17-18, то сегодня, считает он, всего 12. Видимо, намекает на тех, у кого с пятого класса губы уточкой и все помыслы только о замужестве.
«А кого любил сам Тургенев? — уточняю я. — Может быть, Хиблу или Айседору?»
«Да какую Хиблу, вы что, с ума сошли! — изумляется певец. — Естественно, что он был влюблен в Ольгу Бузову! Предчувствовал, так сказать, грядущую катастрофу России!»
На вопрос, что стало с самим Базаровым, певец отвечает так: из него выросло целое поколение русской интеллигенции, чья жизнь потом окончилась печально — сами себя уничтожили руками освобожденного народа.
Ухватился за революционную тему и лидер группы «Коррозия металла» Сергей Паук Троицкий. А заодно обрушился на весь отечественный шоу-бизнес.
«Придумывая своего Базарова, Тургенев создал некий собирательный образ, ведь все дети, по сути, экстремисты и идеалисты, — рассказал он «Шторму». — Это взрослый человек нацелен только на то, чтобы выжить, и старается не реагировать на какие-то лживые и порочные вещи, а молодой — что думает, то и говорит. Если все кругом врут, а с экранов лезет какая-то гадость, разве он может молчать?!»
На вопрос, кого любил Тургенев, Сергей выдвигает только одно предположение: Наташу Гончарову. Ну ради кого еще, скажите на милость, этот жуткий романтик мог мотаться в Баден-Баден? Модный прикид, четкая борода... Лакеи, едва завидев, бежали открывать двери и подобострастно снимать с него пальто, а девицы в порыве экзальтации падали в обморок. Естественно, что он выбрал лучшую. Даже задержанный на днях в Монако миллиардер Дмитрий Рыболовлев, считает Паук, и тот не удостаивался такого внимания, как автор «Первой любви»!
«Вы спросили про тургеневских женщин. Кто они? — продолжает он. — Я думаю, точно не экстремистские малолетки, не весь этот силикон и губищи, но в то же время и не старые ведьмы в апгрейде. Малолетка что? — посудите сами — ну поугорает с ним два-три дня на каком-нибудь малообитаемом итальянском острове, а потом обкурится гашишем и захочет сигануть со скалы. Ищи ее потом, доставай. А старая настолько достанет его своими приставаниями «хочу секса, хочу секса», что он сам возьмет топор и грохнет ее по голове».
Так что вариант один: тургеневской барышне 25-30 лет. Она уже мало кому верит, но нежная и страстная. Оказавшись в компании художников или поэтов, сумеет поддержать любой их разговор.
«А еще она большая авантюристка и с легкостью угонит яхту даже у Абрамовича, — продолжает Паук. — Все разузнает, все прогуглит и, минуя турецкие патрули, сразу домчит до Крыма!»
Вопрос о праздновании 200-летия со дня рождения Ивана Тургенева подняли на правительственном уровне еще весной — указ об этом подписал Владимир Путин. В честь этого события в Москве откроют целый «тургеневский квартал», который будет расположен возле музея писателя на Остоженке. Во дворе дома ему поставят памятник. Там же найдется место и для скульптуры Муму. Наверняка соберутся какие-то люди. Будут срывать тряпочку. Говорить, каким Тургенев был замечательным и как поражал всех своей задушевной искренностью. Однако правда проста: читали его лишь единицы.