Министр культуры признался, что хотел бы увидеть фильм об обороне Козельска, только вот никак не найдет подходящих продюсера и сценариста. «Шторм» решил помочь министру в поисках, но обнаружил, что Мединскому непросто угодить. Главе культурного ведомства предлагают сценарии, а он отказывается.
Оборона Козельска — впечатляющий эпизод в истории монгольского нашествия. Даже такие крупные города, как Рязань, Владимир, Галич, держались под натиском Батыя не больше недели. Козельск во главе с 12-летним князем стоял шесть недель. Там жители сразу решили не сдаваться, оставить о себе доброе имя и принять венец бессмертия. Город был неплохо защищен крепостными стенами, насыпным валом и разлившимися по весне реками. В какой-то момент воинам даже удалось устроить вылазку, уничтожив глинобитные орудия и большое количество живой силы противника. Сами диверсанты, конечно, были убиты. А после того как к Козельску подтянулись основные войска монголов, стены рухнули и абсолютное большинство жителей, включая стариков, женщин и грудных младенцев, были убиты. Малолетний князь же, по выражению летописца, «утонул в крови».
Батыя настолько взбесила вся эта ситуация с затягиванием военной кампании, что он приказал переименовать Козельск в Злой город.
Мединский считает историю обороны беспрецедентной, уникальной и фантастической. По его словам, уже тогда, в 1238 году, козельчане показали, что иго — это не навсегда.
«Шторм» загорелся идеей министра и сразу принялся обзванивать создателей красивых исторических блокбастеров с предложением заявиться на фильм.
«Мне не очень интересна эта тема, потому что я не в материале», — признался Алексей Учитель. Он считает, что министр наверняка найдет людей, которым история окажется близка. Учитель считает, что снять добротный исторический фильм может более-менее любой профессиональный режиссер.
«Я сейчас занимаюсь совсем другим проектом, вряд ли у меня получилось бы совмещать!» — сказал «Шторму» продюсер «28 панфиловцев» Андрей Шальопа. Что это за проект, он пока держит в секрете, но говорит, что картина точно не про войну и, скорее всего, не будет финансироваться методом краудфандинга.
Другой автор «Панфиловцев», Ким Дружинин, готов заняться козлянами, когда закончит с «Увидеть Сталина» — фильмом про конструктора Михаила Кошкина, создавшего Т-34. «К стыду своему, я не так хорошо знаю эту часть нашей истории, поэтому с ходу ничего сказать не могу. Но если бы я глубоко занялся этим вопросом и нашел там что-то интересное для себя как для художника, конечно, я бы заинтересовался», — ответил он.
Вместе с тем режиссер отметил, что если история про Козельск напоминает историю про панфиловцев, то ему будет сложно найти там для себя что-то новое: «На эту тему мы с Андреем [Шальопой] уже высказались как художники, и нам теперь хочется высказаться и на другие темы. Меня ведь очень много тем волнует — и как художника, и как гражданина, не хочется направлять свое творчество только в одно русло!»
Андрей Кравчук, снявший «Викинга» и «Адмирала», сказал, что в любом случае надо плясать от сценария: «Главное — это возможность рассказать человеческую историю». Кто умеет рассказывать истории про средневековую Русь? Вот, скажем, у Виктора Смирнова и Андрея Рубанова получается очень неплохо. Еще — у Алексея Иванова, но он сугубо прозаик.
Профессор истфака МГУ Антон Горский в беседе со «Штормом» подчеркнул, что тема Козельска с высокой степенью вероятности подлинная, потому что описана современниками и очевидцами событий. Конечно, у сценария на эту тему был бы высокий зрительский потенциал. Другое дело, что единственные достойные русские фильмы о средневековье — «Александр Невский» и «Андрей Рублев». Но ни Тарковскому, ни Эйзенштейну такой проект уже не поручить!
«Я не знаю материала, по которому нельзя было бы сделать картину, — сказал «Шторму» Юрий Арабов. — Сценарий можно написать даже о вашем интернет-издании, так и назвать — «Ежедневный шторм».
Арабов сказал, что сам писать сценарий не будет, но в Минкульт совершенно точно будет стоять очередь безработных сценаристов, примерно такая же, как в Мавзолей Ленина в советское время. По его словам, с работой сейчас так плохо, что к любому проекту присасываются толпы людей.
Наконец, «Шторм» добрался в своем изыскании до финалиста многих престижных литературных премий Андрея Рубанова. Это ведь именно он написал сценарий скандального «Викинга». И тут выяснилось вот что: Рубанов не собирается писать сценарий про Козельск, потому что... он его уже написал.
«Три года назад Мединский лично мне и моему продюсеру Джанику Файзиеву заказал сценарий фильма под названием «Злой город» про оборону Козельска. Мы этот сценарий написали, но Мединского он не устроил, поэтому проект не получился, — поделился Рубанов. — Никаких конкретных претензий к тексту у него не было — просто, что называется, не зашло».
Рубанов сказал, что не обижается на Мединского, потому что «он сам писатель, ему виднее». Между тем историю обороны Козельска Рубанов знает хорошо, так как с темой пришлось поработать довольно плотно. Он полагает, что сейчас сценарий пишут какие-то другие люди, и искренне желает им удачи.
На сайте Фонда кино архив не выкладывается, но если верить отраслевой прессе, в 2013 году в первом этапе сценарного конкурса в самом деле победил текст «Злой город» за авторством Файзиева и Рубанова. Это означает, что с ними был заключен авторский контракт. Иначе говоря, работа выполнена, оплачена, но до производства так и не добралась.
Выходит, Мединский не просто так обмолвился про Козельск. Действительно, мечтает, пробует, ищет. Ну что ж, остается дождаться очередных питчингов в Фонде кино, а если очень хочется именно про иго и прямо сейчас, то 30 ноября выходит кино про Евпатия Коловрата.