В 1923 году композитор Арсений Авраамов представил «Симфонию гудков», в которой вместо инструментов использовались шумы заводских труб, свистки паровозов и пароходов. Реакция общественности была похожа на приговор: «Отрыв от интонационного материала, накопленного передовой музыкальной культурой, предвзятый отказ от выработанных историей средств музыкальной выразительности, игнорирование инструментов традиционного типа». Авраамов, конечно, расстроился, но... Спустя почти столетие нечто подобное собирается сделать молодой московский авангардист Михаил Мищенко: на Трехгорной мануфактуре зазвучат шумы, записанные на заводах страны.
«В 70-х годах физики придумали новый термин — «эксергия», — рассказал Михаил в интервью Daily Storm. — Это предельное значение энергии, которое может быть использовано в термодинамическом процессе. Меня это очень вдохновило: я подумал, что человек, в особенности человек-творец, и есть та самая термодинамическая система. Все, как в «Марше авиаторов»: «И вместо сердца — пламенный мотор!» Ну а заводы с их уникальной промышленной архитектурой — это некая вселенная, в которой он существует. В общем, мне так понравилось то умное слово, что я назвал им новый альбом и программу, которую собираюсь представить».
Чтобы осуществить эксперимент, Мищенко побывал на пяти крупнейших производствах в разных уголках России. Каждое из них символизировало для него какую-то стихию. Звуки огня были записаны на оружейном заводе в Подмосковье. Воды — на Саяно-Шушенской ГЭС. Металла — на Магнитогорском металлургическом комбинате, а дерева и земли — на лесоперерабатывающем и рудоперерабатывающем заводах. Конечно, пускали не сразу и не везде, но тем ценнее оказались записи.
«Грохот цехов, шум станков, лязг бензопилы — все это мы записывали при помощи портативного рекордера. Самое большое впечатление оставил звук падающего дерева на лесопилке под Новосибирском, — рассказал Михаил. — Все это теперь можно будет услышать в одном из самых брутальных мест Москвы — в цеху «Надежда» на Трехгорной мануфактуре. А чтобы было еще эпичнее, мы пригласили оркестр и хор ГМПИ имени Ипполитова-Иванова. В общей сложности это 90 человек».
Мищенко — 28 лет. Увидев его на улице, вы вряд ли подумаете, что перед вами модный столичный музыкант. Очки, борода — таких скорее можно встретить в библиотеке.
Свой первый мини-альбом Михаил записал еще в 2005 году, сейчас их уже около 20. Интересно, что по образованию он — экономист (из музыкальных образовательных учреждений — только школа), но говорит, что судьба менеджера не для него. Скучно! Ему хочется творить и экспериментировать.
В интернете его музыку уже обозвали неоклассикой для хипстеров и панков. Мищенко на это лишь отшучивается:
«Мы и правда в некотором смысле панки, ведь то, что мы делаем, мало интересно широкой публике. Сейчас больше слушают рэп. Но ведь эта ситуация постоянно меняется. Например, если в 80-х очень многие любили классику, а послушать хип-хоп приходили лишь по 50-100 человек, то сейчас хип-хоп звучит на Дне города, а классика ушла в подполье».
Слушатели Михаила — в основном люди в возрасте от 16 до 35. Это те, кто хочет чего-то необычного и в то же время для души. С одинаковой вероятностью их можно увидеть и на концерте в филармонии, и на рок-тусовке.
Кстати, в одном из своих интервью Михаил обронил фразу, что если одним его музыка нравится, то другие, люди с серьезным классическим образованием, от нее плюются. Мол, он даже очень любит спорить с людьми из консерватории, потому что они уперлись в одну планку. Сегодня Михаил говорит об этом намного осторожнее.
«Академисты — это параллельный мир, — пояснил он. — Мне кажется, что я существую в каком-то другом измерении. В любом случае я сделал то, что не позволило бы никакое образование!»
Урбанистическая премьера состоится в рамках фестиваля новой музыки Sound Up. Помимо программы «Эксергия», на нем будет представлена оркестровая сюита Кирилла Рихтера, а также оркестровые версии его сочинений «Механизмы» и «Хронос» в аранжировке для камерного ансамбля.