St
Кто к нам с синопсисом придет?
18+
Мединский ищет сценаристов для мультфильма об Александре Невском undefined

Кто к нам с синопсисом придет?

Мединский ищет сценаристов для мультфильма об Александре Невском

Российское военно-историческое общество объявило конкурс сценариев полнометражного мультфильма об Александре Невском. РВИО под председательством министра культуры Мединского ждет заявки в формате расширенного синопсиса на двадцати страницах. Сценарии от заявителей будут приниматься до 12 января, 1 марта общество назовет шорт-лист из трех кандидатов, которым выплатят по 100 тысяч рублей. Главный призер будет назван еще через месяц, ему достанется полмиллиона рублей. С прочими требованиями можно ознакомиться на сайте РВИО.


Особенно важным критерием отбора победителей РВИО называет «сохранение исторической правды и памяти о героическом прошлом и о героях нашего Отечества». Этот пункт вызывает, пожалуй, наибольшие вопросы: о святом благоверном Великом князе Александре Ярославиче достоверных сведений не так много, и они противоречивы. Историки расходятся в оценках «морального облика» Александра Невского. Есть много вопросов к его отношениям с Золотой Ордой, с женой и родным братом Андреем. Да и значение его победы над войсками Ливонского ордена — тоже предмет академических дискуссий.


Огрубляя, Александр Невский — фигура скорее мифологическая, чем историческая. Впрочем, из диссертации министра мы знаем, что на самом деле одно не противоречит другому. Политическая подоплека канонизации Александра Невского Русской православной церковью очевидна, а главный источник информации о князе в народе — картина «Александр Невский» 1938 года. Безусловный шедевр — фильм Сергея Эйзенштейна — скорее кино-агиография, нежели исторически выдержанный байопик, не говоря уж о том, что это ярчайший образец сталинской пропаганды в период непростой внешнеполитической ситуации. Можно утверждать, что Александр Невский — креатура Сталина и Эйзенштейна (авторы указаны в алфавитном порядке). Известно, к примеру, что для Ордена Александра Невского художником Телятниковым был использован профиль артиста Николая Черкасова. А фразу «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» многие (трактуя в смысле «добро должно быть с кулаками») так и приписывают Александру Ярославичу, хотя никаких свидетельств этому нет, а само высказывание — немного измененная цитата — гораздо старше российской государственности.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Матф.26:52: «Тогда говорит ему Иисус: Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Откр.13:10: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».
Кажется, в Библии у этой фразы был немного другой смысл.


Наконец, что князь, как ни крути — средневековый полководец, а о быте и нравах воина XIII века рассказать красивую правду нелегко. Ну и как тут выкручиваться?

У программного директора «Большого фестиваля мультфильмов», критика Дины Годер к инициативе РВИО двойственное отношение. В самой по себе теме она не видит ничего ужасного, тем более, что хорошему мультфильму необязательно быть исторически верным байопиком. Главное, по ее мнению, — реализация: «Великий режиссер сделает великое кино, бездарный — бездарное». Впрочем, исходя из предыдущего опыта «заказа патриотических героев», ведомством Мединского «обольщаться не приходится».

По большому счету, «русская» патриотическая тема в отечественной анимации начала расцветать еще в 2000-х годах. Флагманом ее можно считать «богатырскую сагу» — мультфильмы петербургской студии «Мельница» повествуют о былинных (супер)героях, побеждающих знакомое с детства, как правило, тюркоязычное зло вроде Тугарина Змея или Соловья-разбойника.

«Мельница» почти сразу после создания принялась возделывать русскую фольклорную ниву: после дебютного «Карлика носа» по Гауфу (2003) она начала усиленно работать над мультфильмами про богатырей. Они перевернули российский прокат: сначала став приносить прибыль, что для отечественной анимации было новшеством; затем — получать удобную роспись в вечернее время, на что кинотеатры до 2010 года шли неохотно и в отношении иностранных мультфильмов. Единственные российские анимированные ленты, входящие в топ-10 местных чемпионов отечественного проката — это «Три богатыря. Ход конем» (2015) и «Три богатыря. На дальних берегах» (2012). 


Богатыри и отвечали запросу на патриотическую анимацию, и сами отчасти сформировали этот рынок.

К успеху былинных богатырей (на данный момент снято восемь частей саги) со временем присоединились Иван-царевич с Серым волком (три картины) и стилистически близкий Федот-стрелец, удалой молодец из одноименной сказки Леонида Филатова. В 2015 году на экраны вышел и исторический мультфильм «Мельницы» — «Крепость. Щитом и Мечом», в котором рассказывалась история обороны Смоленска в Смутное время.

Сооснователь «Мельницы» Александр Боярский участвовал в написании сценариев почти всех мультфильмов студии. Он заявил «Шторму», что хочет попробовать принять участие в конкурсе РВИО, как только изучит все условия. «Но это очень сложная тема, — сказал Боярский. — Прежде всего из-за того, что Александр Невский — исторический персонаж,  фильм не может не получиться серьезным, а это скажется на смотрибельности».

Как раз историческая «Крепость» стала неудачей студии: критика упрекала картину одновременно в верхоглядстве, пропаганде имперской идеи, перегруженности историзмом, легкомыслии и историчесих несостыковках. Зритель проголосовал ногами и рублем — тоже против «Крепости».

Игровой фильм «Викинг» (2016) о другом святом князе — Владимире, напротив, выстрелил. Однако писатель Андрей Рубанов, соавтор сценария этой картины, тоже видит в серьезности материала проблему. По его мнению, у русских существует представление о монгольском периоде, как о перманентной трагедии, да таковым он, по сути, и является. А мрачный мультфильм никто смотреть не будет, особенно дети: «Очевидно, нужна и приключенческая составляющая, и юмор». В качестве удачного примера сочетания такой условной историчности и аттракциона Рубанов приводит новый игровой фильм продюсера Джаника Файзиева «Легенда о Коловрате», который выйдет на этой неделе.

Кадр фильма «Легенда о Коловрате». Фото: © kinopoisk

В целом писатель Рубанов к затее РВИО отнесся с энтузиазмом. Он рассказал «Шторму», что готов был бы взяться за написание истории для мультфильма об Александре Невском: «Я хорошо знаю этот исторический период, несколько сценариев о той эпохе у меня есть, но мое участие зависит от условий — все же на двадцатистраничный синопсис потребуется много времени». Он полагает, что фильм Эйзенштейна надо взять за образец, заимствовав оттуда все лучшее. «Историческая правда — штука сложная. Александр Невский был побратимом монгольского хана и ездил в Орду за ярлыком. Такие моменты в сценарии, конечно, стоит сгладить», — считает Рубанов.


Один из самых звездных российских аниматоров — Константин Бронзит, двукратный номинант на премию «Оскар», работал над самой первой лентой «мельничной» богатырской франшизы, «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) — как соавтор сценария и режиссер-постановщик. Самому Бронзиту не очень интересно участие в конкурсе: «Ничего не имею против князя Александра, но у каждого творца есть свои планы и амбиции, эта тема сейчас в мой список не входит». Он описал себя как «маленького художника», который предпочитает работать медленно, кропотливо, «запершись в своей келье». В общем, сейчас Бронзита не интересуют крупные проекты.


В тот же год, что и «Алеша Попович», на экраны вышел «Князь Владимир». Качество анимации там было гораздо выше, чем у мультфильмов «Мельницы» (правда, «Владимир» и готовился чуть ли не десять лет), а вот сценарий — под стать: абсолютно былинный, даже сказочный. Киев на экране был похож на фэнтезийный пряник. А креститель Руси с ясными глазами, золотой бородой и голосом Сергея Безрукова воевал с колдуном. Этот мультфильм тоже выстрелил, и, кстати, в отличие от «Алеши Поповича», окупился («Богатыри» все же сыграли в долгосрочной перспективе). А любители бесконфликтного чистенького байопика называют «Князя Владимира» «Викингом» здорового человека.


Создатели «Князя Владимира» продолжили работать в русской исторической теме, но успеха картины 2004 года добиться так и не смогли. Второй анимационный фильм режиссера Юрия Кулакова — «Сказ о Петре и Февронии» (2017) был плохо воспринят критикой и зрителями. Людей расстроили дешевая анимация и спорный сюжет. В скобках заметим, что святые покровители семьи Петр и Феврония — персонажи народных легенд, а про их прототипы, муромского князя Давыда и его супругу, историкам известно удручающе мало. Соавтор Кулакова, продюсер Андрей Добрунов так и не реализовал свои дорогостоящие проекты — байопики «Суворов» и «Сергий Радонежский».


Очевидно, что запрос на патриотические фильмы и анимацию есть, и былинные или исторические сюжеты воспринимаются зрителем. Первые лучше, чем вторые, но тем не менее. Хватает и авторов. Трудность лишь в том, чтобы найти сюжет, который, с одной стороны, был бы интересным, а с другой — не покушался на духовные скрепы и русский культурный код.


Проще смотрит на эту проблему художник-аниматор студии «Пилот» Андрей Кузнецов (также известный под псевдонимами Акуаку и Жугдэрдэмидийн Гуррагча — в честь монгольского, к слову, космонавта). Он работал над несколькими мультфильмами серии «Гора самоцветов» — экранизациями сказок народов России. Инициативу РВИО он оценивает положительно, главным образом как повод для создания новых рабочих мест. Проблема занятости художников для российской анимации насущна. А вообще, по мнению Кузнецова, Александр Невский — не хуже любого другого сказочного или легендарного персонажа. Вероятно, такого же мнения придерживаются и многие другие анимационные спецы. Помимо, конечно, горемычных сценаристов, которым все же в очередной раз придется ломать голову над тем, как писать историю.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...