Первый замминистра культуры Владимир Аристархов рассказал «Шторму», что он имел в виду, когда предупреждал о возможных антироссийских провокациях на Венецианской биеннале. «Если бы мы знали, какие провокации можно ожидать, мы бы их предотвратили, — заявил чиновник. — История с делом Скрипаля показывает, что наши «партнеры» не остановятся ни перед чем, чтобы опорочить Россию. Они могут использовать любые мероприятия для своих целей. Поэтому надо быть бдительными в том числе и на архитектурной выставке».
Накануне замминистра попросил комиссара российского павильона Семена Михайловского уделить особое внимание тому, чтобы на мероприятии не было антирусских, антироссийских выступлений, акций, произведений. «Мы получаем ориентировки от МИДа об особой бдительности», — сказал Аристархов.
Заместитель Мединского уточнил нашему изданию, что он имеет в виду под «ориентировками»: «Это общие указания, которые мы от разных ведомств получаем постоянно. Все мероприятия министерства культуры в международном масштабе проводятся при консультациях экспертов со Смоленской площади и с учетом международной обстановки, которую сейчас оценивают как очевидно неблагоприятную».
Венецианская биеннале — старейший смотр современного искусства. Биеннале — это когда раз в два года. Один год в Венеции показывают живопись, второй — архитектуру. Архитектурная выставка в нынешнем виде проводится с 1984 года, при этом история представительства российских архитекторов и инженеров в Венеции насчитывает более века: павильон для России по проекту Алексея Щусева построили в 1914 году.
Поговорив с Аристарховым, мы в «Шторме» сразу задумались о том, что «прогрессивные» художники и архитекторы в самом деле могли бы предпринять какие-то шаги против русских культурных проектов за рубежом. Почему бы не объявить русским бойкот? Почему бы не перестать приглашать их на «Манифесту», «Документу», Венецианский фестиваль, в Канны, в Авиньон, в Зальцбург, в Торонто? Почему бы, в конце концов, не разлить в российском павильоне ведро свиной крови, как бы призывая нашу страну к ответу за Сирию и Украину? Казалось бы, что может быть естественнее.
Известный художник Петр Верзилов почему-то считает, что изолировать Россию неправильно. «Уверен, что художников трогать не стоит — им и так нелегко приходится, — а вот обрушить удар непосредственно на путинское окружение — сам бог велел», — сказал он. Очевидно, такого же мнения придерживаются и другие деятели искусств, в том числе акционисты.
Дело в том, что в Венеции никогда ничего не происходит. Провокации и любые другие политические манифестации там почти невообразимы. Это касается не только выставок современного искусства (тем паче — архитектуры), но и Mostra Cinematografica. Обычный уровень скандала на Венецианском кинофестивале — Квентина Тарантино, главу жюри, обвиняют в шкурничестве. Или в конкурсной картине внучку Муссолини обзывают шлюхой, мечтающей убить всех румын, а Верону крестят «городом говна» в присутствии мэра Вероны, смотрящего фильм из зала.
Даже украинки из Femen в свое время показались на фестивале чинно и благородно, представляя документальный фильм Китти Грин «Украина не бордель». Они вышагивали как лебеди, ни на кого не бросались, а то, что на красную дорожку и к пресс-воллу вышли топлес, — так привычка же. Вторая натура. И потом, кто бы их узнал с закрытой грудью?
Впрочем, это было в 2013 году, еще до покорения Крыма. За эти пять лет градус ненависти к России в мире существенно вырос.
В этом году одним из главных российских экспонатов станет «Архитектурное депо» и воссозданный макет первого в России вокзала в Павловске работы бюро «Литейная часть — 91» Рафаэля Даянова. «Шторм» спросил у архитектора, не страшно ли ему ехать в Венецию и не ждет ли он провокаций.
«Предполагать, что кто-то подложит нам свинью, было бы как минимум странно, — считает Даянов. — Культура и непосредственно архитектура — это такая вещь, которая находится вне политики, вне санкций и дипломатических противостояний. Биеннале — культурный смотр для приличных людей, мероприятие мирового масштаба, как минимум европейского. Поэтому о каких-то художественных провокациях не может быть и речи. Но если кому-то это придет в голову — дураки они будут, что можно сказать».
Ту же мысль, но лаконичнее сформулировал архитектурный критик Григорий Ревзин. В переписке со «Штормом» он выразил ее так: «Не хотелось бы комментировать эту паранойю».
В общем, всему свое время и свое место. Скрипаль Скрипалем, а культурный смотр для приличных людей — не место для ярких жестов.