В преддверии Нового года жители России начинают напоминать детей, которые отчаянно ждут чуда. О нем, об этом самом чуде, кричит все вокруг: и разноцветная иллюминация, и понатыканные в каждую лужу елки, и виртуальные открытки с уверениями, что завтра будет лучше, чем вчера. Не меньше остальных ждут этого праздника и российские звезды, ведь у них появляется неплохой шанс подзаработать. Сколько и где – в соседнем санатории или на вилле на юге Франции – это уже как получится: главное, чтобы заветный звонок с предложением приехать все-таки раздался!
У Григория Лепса есть песня, в которой он рассказывает, что он счастливый как никто. Не хочется измерять счастье материальным, но его небо и правда в алмазах. В этом году за свой новогодний корпоратив певец за 45 минут выступления берет 150 тысяч евро. И это, на минуточку, почти 10,5 миллиона рублей. Цена, равная добротной однокомнатной квартире в каком-нибудь элитном жилом комплексе в центре Москвы. Пришел – спел – и так счастливым и ушел.
Организаций, которые могут потянуть эту сумму, немного, поэтому Лепса под елкой, наверное, будут слушать только какие-нибудь банкиры. Тем, у кого денег меньше, суждено выбирать между Стасом Михайловым и Филиппом Киркоровым. Первый просит за выступление 80 тысяч евро (почти 5,6 миллиона рублей), второй – 75 ( 5,2 миллиона рублей). При этом Филипп будет работать на пять минут больше.
Александр Розенбаум готов работать хоть час – его концерт стоит 70 тысяч евро (4,8 миллиона рублей). «Черный тюльпан» он вряд ли исполнит, а вот «Вальс-бостон» или «Гоп-стоп» на праздничной вечеринке вполне себе зайдут. Те же, кто хочет настоящего разухабистого веселья, зовут Надежду Бабкину. Ее выступление стоит полтора миллиона рублей. Вместе с ней обещают привезти ансамбль «Русская песня», а это 24 человека.
Заметьте, что выступление Бабкиной оценивается уже не в евро, а в рублях, и она – профессиональная артистка. Отсюда вопрос: о чем думает начинающая певица Ольга Бузова, когда просит за свой выход один миллион двести тысяч рублей? Ну, под песню «Мало половин» сотрудники, может, еще и совершат несколько телодвижений, а дальше?
Интересно, что в этом году у руководства некоторых организаций возникла необъяснимая тяга к рэпу. Представить это сложно, но попробуем. Итак, красивый ресторан, серьезные дяди в костюмах и галстуках, пожелания любви, счастья и прочего. И вдруг ведущий радостно объявляет: «А сейчас перед вами выступит Гнойный!» Тем не менее за деньги – любые прихоти: стоит такое удовольствие от 500 до 600 тысяч рублей за час. Немногим меньше берет «птенец» гнезда Тимати, выступающий под ником ST: 300 тысяч за 50 минут. Более того, нонконформист Гнойный готов даже посидеть и душевно пообщаться с подвыпившими офисными сотрудниками.
«Рэперы и сами удивляются, что их стали звать на корпоративы серьезных компаний, но от таких предложений мало кто отказывается, – рассказал «Шторму» организатор праздников, основатель холдинга «КнязевЪ» Сергей Князев. – Причем стало в порядке вещей просить переделать тексты, чтобы в них звучало что-нибудь про деятельность компании или передовиков производства».
По мнению продюсера, «новогодних» звезд можно поделить на три эшелона. Первый – те, кто берет за свое выступление от 50 тысяч евро и выше. В их числе Валерий Меладзе, певица Елка и даже группа «Звери». Второй эшелон просит от 20 до 50, а третий — до 20. К последнему относятся победители различных телевизионных проектов типа «Голоса» и иже с ними.
«Но надо сказать, что в последнее время предприятия в этом плане заметно сбили темпы и начали экономить. Артистов первой величины теперь приглашают разве что оборонщики и энергетики – у них все хорошо. Приглашают строители, которые занимаются госзаказами. А вот корпорации к нам давно не обращаются. Видимо, это связано с заявлением Путина, когда он сказал, что негоже слушать дорогих звезд», — признается Князев.
О такой же ситуации говорит и гендиректор Event group One More Сергей Савин.
«В последнее время у многих компаний появилась тенденция оптимизировать бюджет, – сообщил он «Шторму». – Конечно, это не про «Роснефть» и «Газпром» – там другая история, связанная с запретом президента, но если взять чисто коммерческие организации — экономия налицо. Например, на днях я устраивал корпоратив для одного очень известного европейского концерна. Если еще несколько лет назад его директор просил звезд, то в этом ограничились выступлением кавер-группы».
Кризис. «Денег нет». Экономия. Кто же оплачивает труд артистов, если организация-заказчик не занимается энергетикой или оборонкой?
«Да все просто, – поделилась со «Штормом» директор агентства «Баранова Event» Екатерина Баранова. – Доходит до того, что на артистов скидываются сами сотрудники. Но сколько они могут собрать? По шесть, по десять тысяч с человека. Какой уж тут Иван Ургант?!»
В свою очередь заслуженный артист РФ, солист группы «Рецитал» Аллы Пугачевой — Александр Левшин — считает, что с деньгами в стране все в порядке. Дело в другом.
«Стало дурным тоном выпячивать, что ты богатый и крутой, когда другим не хватает даже на апельсины с шампанским. Корпоративы по-прежнему проходят, но уже без шумихи, чтобы не дразнить людей фотографиями тарелок с черной икрой», – сообщил он «Шторму».
По словам Левшина, самые модные новогодние вечеринки сегодня проводятся на виллах или яхтах. Например, Андрей Макаревич с удовольствием поет под гитару где-нибудь за границей. Туда же, к богатым поклонникам, любят летать Земфира, Шнур, Киркоров и Ротару. С Аллой Пугачевой ситуация другая: она боится самолетов, поэтому предпочитает выступать на родине. При этом этическая сторона – выступать ли для не всегда трезвой публики – имеет второстепенное значение.
«Из двухсот приглашенных на корпоратив сотрудников пять-шесть обязательно напьются в синьку и, вспомнив, что они альфа-самцы, начнут приставать к женщинам и что-то делать пальцами по их праздничным платьям, – рассказал музыкант.– Смотреть на это тяжело, но мы понимаем, что люди таким образом снимают накопившийся за год стресс. Бывает, что пристают и к артисткам, ведясь на их разрезики на одежде и грудь нараспашку. В стадии договоренности — быть или не быть счастью с певицей — некоторые пускаются на дерзкие подвиги, но их обычно тут же прикручивают свои же коллеги».
Встречаются и просто агрессивные. Артист поет – а подвыпившие сотрудники вдруг начинают лезть на рожон. И вот тогда приходится защищаться.
«Я из Мытищ, из Подмосковья. Ни разу не девочка! Могу с милой улыбкой подойти и сказать «Слышь, ты», могу и по носу захреначить», – смеясь, добавил Александр Левшин.
Единственный российский артист, который отказывается выступать на корпоративах, — это Оксимирон. С остальными можно договариваться даже сейчас, в последний момент, когда у организаторов новогодних офисных праздников уже земля горит под ногами.