Во вторник, 19 февраля, Владимир Мединский встретился с ведущими киноруководителями России, чтобы обсудить результаты их работы в 2018 году и поговорить о планах на нынешний. Беседа получилась простой, обстоятельной и в целом больше радовала, чем огорчала: несмотря на то что наши картины пока не могут серьезно конкурировать на мировом рынке, они вот уже четвертый год бьют рекорды по сборам в стране, и это тоже результат.
Темой встречи стало «Развитие отечественного кино в 2019 году: надежды, опасения, сложности и новые возможности», и любой, кто хоть однажды держал в руках учебник по менеджменту, углядит в этом названии знаменитый метод планирования SWOT. Вот только кинематографисты — люди творческие и мыслят отнюдь не стратегиями, поэтому, отправляясь на брифинг, еще довольно смутно представляли, о чем им удастся поговорить. «Наверное, как пойдет», — предполагали они. Продюсер Сергей Сельянов намекнул, что пока не хотел бы делиться своими мыслями, ведь обсуждение будет носить частный характер, а Федор Бондарчук признался, что разговор может получиться долгим.
Не представлял, как повернется диалог, и генеральный директор ЗАО «Дирекция кино» Анатолий Максимов. «Зачем иду? Скорее узнать, что нас ждет, — поделился он. –— А дальше уже посмотрим».
По словам Максимова, в отечественном кино сегодня две большие проблемы. Первая — это непобежденное пиратство. Ведь если большие пиратские сайты удалось закрыть, маленькие стали самой настоящей «чумой в вентиляторе».
«Вторая — нехватка технического персонала, чтобы создавать необходимое количество действительно хороших фильмов, — продолжает он. — В итоге порой получается так, что человек приходит в кинотеатр, тратя на это свое время, и разочаровывается, а вернуть его доверие очень сложно».
«А если про хорошее: какой российский фильм из вышедших недавно вы назвали бы самым достойным?» — спрашиваем мы.
«Т-34», — уверенно отвечает Максимов. — Сборы — грандиозные!»
Тем временем военная экшен-драма Алексея Сидорова — не единственная картина, которой можно гордиться. Как рассказал министр культуры Владимир Мединский, в минувшем, 2018 году российские ленты показали очень хороший результат. В прокат вышли 142 отечественных фильма, которые собрали 13,8 миллиарда рублей, уточнил он. 35 картин из этого числа были созданы при поддержке Минкультуры, а 39 — при участии Фонда кино.
К слову сказать, 13 миллиардов — это 27% от общих сборов в России. «Уже четвертый год подряд рекорды обновляем!» — отметил министр.
Важная деталь: из 35 созданных при поддержке Минкультуры фильма три выдвигались на соискание премии «Оскар». От России это был «Собибор» Константина Хабенского, от Армении — «Спитак» Александра Котта, а от Казахстана — «Айка» Сергея Дворцевого. То, что их было столько, Мединский назвал беспрецедентным.
Не забыли поговорить и про фестивали: государство сейчас поддерживает более 50 российских и 60 — проходящих за рубежом. Если не вспоминать про то, как министр отказался оказать поддержку Забайкальскому международному фестивалю с мотивировкой «когда выйдете на федеральный масштаб, тогда и...», это впечатляет.
Встречаясь с кинематографистами, Мединский предложил им быть максимально откровенными в выражении своего мнения, однако само обсуждение проходило в закрытом для журналистов режиме. Помимо Максимова, Бондарчука и Сельянова на встрече были замечены художественный руководитель студии «Рок» Алексей Учитель, кинорежиссер, сценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов и многие другие руководители кинокомпаний.