Министерство культуры РФ предложило вернуть продажу спиртного во все свои учреждения. Сейчас это разрешено делать лишь в театрах, концертных залах и парках, что, по мнению его сотрудников, значительно ущемляет права остальных посетителей. «Это значит, скоро пойдем любоваться на «Данаю», легально опрокинув стаканчик коньяка?» — шутят поклонники искусства. «А библиотек дело коснется? — уточняют они. — А то без ста граммов в Шопенгауэре ну никак не разобраться!»
Шутки шутками, а порядок реализации спиртных напитков в таких местах прописан в соответствующем законопроекте («О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции») и опубликован на портале нормативных и правовых актов. По сути, нам предлагают вернуть старую норму, которая существовала в 2016 году, когда продавать спиртное можно было в любых учреждениях культуры.
Как рассказали в пресс-службе ведомства, несколько лет назад в законодательство были внесены поправки, утвердившие полный перечень учреждений, где можно, а где нельзя продавать алкоголь. Это значило, что кафе и рестораны, находящиеся в одном здании с такой организацией, должны были перестать продавать спиртное, так как автоматически лишались лицензии на его реализацию. Одной из первых на это необоснованное ограничение обратила внимание Федерация рестораторов и отельеров России и попросила правительство РФ его убрать. Затем поручение ушло в Минкультуры, где и инициировали новый законопроект. Отмечается, что в ходе его создания учитывались обращения представителей малого и среднего бизнеса и проводились консультации с профессиональным сообществом.
«После публикации документа ряд деятелей культуры выразили определенное недоумение в связи с нашими предложениями, — говорят нам в министерстве. — Хотя никто никого по сути не заставляет продавать алкогольную продукцию, это решение принимает непосредственно руководство музея. Более того, алкогольная продукция всегда продавалась в ресторанах и кафе при учреждениях культуры: музеях, консерваториях и так далее. Сложно представить театр или торжественное открытие новой выставки без бокала шампанского или кофейню, находящуюся в одном здании с консерваторией или филармонией, где нельзя выпить бокал вина. В качестве примера можно привести музеи с мировыми именами, которые гордятся своими музейными ресторанами, многим из которых, кстати, присвоены мишленовские звезды».
Как относиться к попытке вернуть все на круги своя — вопрос, наверное, риторический. Умом вроде и понимаешь, что тем же музеям от буфетов с игриво расставленными бокалами будет прилетать лишняя денежка, а шампанское, выпитое зрителем возле красной гардины, хоть ненадолго, но сгладит впечатление от посещения неудачного спектакля, однако возникает и много разных «но». Например, уместна ли будет такая «стоечка», предположим, в Музее истории ГУЛАГа или Музее обороны и блокады Ленинграда? Неужели люди отдавали свои жизни ради того, чтобы потом какой-нибудь довольный пьяненький потомок стоял и, улыбаясь, разглядывал их фотографии и дневники?
Государственный исторический музей находится в самом сердце России — на Красной площади. Казалось бы, здесь сам Бог велел разливать заморским туристам водку и делать на этом деньги. Но нет, говорит начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Мария Лемигова, даже если норму примут, алкоголя тут никогда не будет.
«Я считаю, что заведений, где можно хорошо провести время за рюмочкой, предостаточно, — говорит она в беседе с Daily Storm, — вот только наш музей не для этого: сюда идут за удовлетворением духовных потребностей и новыми знаниями, поэтому ни о каком спиртном не может идти и речи!»
Возможность пронести алкоголь с собой или прийти пьяным тоже полностью исключена. Если служба безопасности замечает, что человек не очень трезв, продолжает Лемигова, его вежливо просят покинуть помещение.
«А в свете последних событий, которые произошли в Третьяковке, мы еще более усилили меры по предотвращению подобных ситуаций: этот вопрос обсуждался и с руководством, и с Росгвардией, — говорит девушка. — Да и чисто по-человечески... Если мы беспокоимся о гражданах, права которых ущемляются, наверное, мы должны подумать и о тех, кому неприятно видеть посетителей с бокалом?!»
Отсыл к Третьяковке не случаен: именно там произошел один из самых вопиющих случаев в истории российской культуры. 25 мая 2018 года житель Воронежа Игорь Подпорин схватил оказавшийся под рукой металлический столбик и разбил стекло на картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», а затем несколько раз ударил им уже по голому холсту. Полотно оказалось порванным в трех местах; стоимость реставрационных работ оценили в 20 миллионов рублей. Как потом объяснял сам Подпорин, он сделал это потому, что изображенные факты показались ему недостаточно достоверными. А еще он просто был навеселе.
«Приехал посмотреть на нее [картину], в восемь вечера зашел, уже хотел было уходить, в буфет, выпил 100 грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло», — признался поклонник высокого искусства.
А вот что думает по поводу «употребления» в стенах культурных учреждений директор Музея войск ПВО в поселке Заря Балашихинского района Юрий Кнутов...
«Я знаю людей, которые в советское время ходили на спектакли именно для того, чтобы выпить, — говорит он в беседе с Daily Storm. — Немножечко посидев в зале, они тихонько направлялись к выходу и шли искать буфет. Говоря простым языком, шли поквасить, и я бы очень не хотел видеть такое у нас. И пусть арендная плата он подобных точек действительно приносит выгоду, желание подзаработать все же не должно доминировать над целью, которую преследует любое учреждение культуры. А она у нас одна — нравственно и духовно возвышать! Так что цель у министерства благая, но средства достижения, видимо, выбраны неправильно».
«Только не подумайте, что я призываю совсем отказываться от буфетов! — предупреждает наш собеседник. — Нет, они должны быть — но только для того, чтобы перекусить и пообщаться!»
Если Юрий Кнутов категорически против, то директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов искренне изумлен тем, что кто-то считает употребление алкоголя в стенах культурных учреждений чем-то неприемлемым. Это ж самый кайф — побродить среди экспонатов, а потом выпить!
«Я абсолютно согласен с инициативой Минкульта: в любом баре при музее или театре должна быть возможность купить 50 грамм коньяка или хорошего российского вина! — говорит он. — Мне кажется, она очень полезная и правильная и делает употребление продукта культуры еще интереснее».
Со слов Антона, в их музее с алкоголем все в порядке вещей. Если посетители хотят выпить — идут и пьют. И никаких скандалов, никаких разборок...
«Если и попадаются сильно пьяные, то они, чаще всего напиваются не в стенах музея, — добавляет Белов, — и с ними уже работает служба безопасности. Но, как правило, наши посетители — это культурные высокообразованные люди и прекрасно знают, когда им остановиться!»
Примерно так же думает и народный артист Михаил Боярский. «Нужны ли буфеты? — переспрашивает он. — Нужны! Я тоже бываю зрителем и знаю по себе: если я вдруг чего-то захотел, я сделаю это где угодно, но, согласитесь, приятно, если при этом у тебя есть выбор. А когда тебя ограничивают, в этом есть что-то нехорошее».
«Но вы ведь и сам актер! Неужели на ваших спектаклях никогда не было пьяных?» — уточняем мы.
«Конечно, были, но это не зависело от наличия или отсутствия буфета!»
Еще более кратким был Михаил Ефремов. «Я отношусь отрицательно к самой идее существования Минкульта! А буфеты — это уже...» — сообщил он.
Немного истории. Говорят, что расцвет российских буфетов пришелся на вторую половину XIX века, когда в стране стали один за другим открываться театры. Народ активно потянулся к культуре, не забывая при этом съесть пирог и запить его чем-нибудь крепким. Позднее появились и некие неписаные правила: даме полагалось взять бокал шампанского, бутерброд с икрой и пирожное, которое иногда заменялось шоколадкой. А джентльмен позволял себе рюмку коньяка, пару бутербродов и... снова рюмку. Похоже, что теперь такая традиция может появиться и в музеях...