Министерство обороны РФ объявило музыкальный конкурс «Служба по контракту — мой выбор!» и уже начало принимать заявки от желающих. В Минобороны особенно подчеркнули, что не устанавливают жанровые ограничения для участников.
Так как важнейшим из искусств для нас является хип-хоп, то, по прогнозу «Шторма», от 70 до 90% конкурсантов будут творить в жанре голоса улиц. Тем более что сила речитатива была благословлена ведомством еще пять лет назад, когда зачитал сам начальник департамента культуры Министерства обороны РФ Антон Губанков.
Подробнее об этом и других рэп-инициативах чиновников читайте в материале «Шторма» «От стыда растает лед». Сейчас мы захотели узнать у отечественных рэп- и рок-исполнителей, как им служилось и есть ли в войсках простор для творчества.
Первыми мы вспомнили группу «Порнорэп» с их хитом «Аты-баты». Он стал такой же армейской классикой, как «Демобилизация» («Сектор Газа»), «Дембельская» («Голубые молнии») и «Дембеля» (народная), но дать ссылку на клип с этой песней мы не можем: Роскомнадзор не велит.
Лидер группы «Порнорэп» Пох рассказал, что служил связистом в начале нулевых, и трек, хоть и не биографичен, основан на стереотипной истории. «Думаю , что такое наверняка случалось в реальной жизни, — полагает Пох. — Эту песню на конкурс мы не отправляли бы, так как наш формат — андеграундный, но нам приятно, что людям понравилось наше творчество».
Музыкой Пох занялся уже на гражданке — в войсках не было условий. «Я все-таки не стал бы сравнивать ту ситуацию в армии и сегодняшнюю: сегодня армия стала гораздо комфортнее и престижнее, чем тогда. Возможно, сейчас условия для творчества появились», — рассказал соавтор культовой песни.
Известные рэперы в массе своей — мажоры, пацифисты, наркоманы, уголовники или кандидаты наук. В армии таким не место. Не служили даже брутальные Бледный («25/17») и Баста, выходец из семьи военных. Один из немногих, кто служил, — Роман Воронин, более известный как Рем Дигга. Он десантник (дЕсант, как они себя называют), служил в конце нулевых и уверен — с творчеством в армейке все хорошо, было бы желание: «Я писал биты в части на командирском компьютере. Конечно, Ableton у меня не было, но с Fruity Loops получалось заниматься. А командиру было абсолютно все равно, какой софт у него на рабочем компьютере стоит». Правда, Рем Дигга немного сомневается в том, что в армии интересно писать про армию.
Валерий Сюткин принадлежит к тому поколению, в котором в армии побывали почти все. Он служил в ВВС в городке под Уссурийском, где кроме военных толком никого не было и вся жизнь вращалась вокруг военнослужащих. Поэтому его сразу определили в ансамбль, который играл постоянно на всех культмассовых мероприятиях города. Причем Валерий занимал множество должностей: басист, ударник и вокалист в ВИА, ударник в духовом оркестре. Он тоже не помнит особого энтузиазма по поводу армейских песен: «Мы, конечно, пели патриотические песни или просто советские — вроде «Надежды», но в основном хулиганили: аранжировали Deep Purple в марш или протаскивали песни The Beatles под видом песен английских докеров, что недалеко ушло от правды». Он с большой теплотой вспоминает службу, с которой у него и началась музыкальная карьера, а многие из сослуживцев стали известными музыкантами, как, например, Алексей Глызин.
Сюткин вспомнил забавный эпизод: его пост в оркестре зависел от срока службы. «Черпаком я играл на большом барабане, а ближе к дембелю — на тарелках. Они были легче, ответственности было меньше, в них блестело солнце, и я был самым красивым, когда мы играли». Еще он остался очень доволен предоставленными казенными инструментами, особенно болгарским басом «Орфей».
Среди молодых инди-рокеров тоже маловато отслуживших. Лидер «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки» Иван Смирнов служил в МЧС, где оттачивал навыки игры на ударных, и к конкурсу относится с пониманием: «Я думаю, условия в связаны, чаще всего с конкретной ситуацией в конкретной части. Где-то музыканты это отмуштрованные профессионалы, у нас вот была совсем самодельная группа — просто полковнику очень хотелось, чтобы на праздниках части и городских играли его музыканты. У нас был стандартный репертуар — всякие песни Любэ, Олега Газманова, Трофима. В конце нам разрешалось сыграть что-нибудь от себя — нам было по 18, мы рубили какие-то самые безобидные песни группы «Наив» и «Тараканы»».
От группы «Аффинаж» армейскими воспоминаниями поделился с нами Сергей Куликов, молодой директор молодого ансамбля. Служил он на Байконуре, в Казахстане, играл там в армейском ВИА — на гитаре, в том числе, на офицерских вечеринках. Он даже сочинил песню-гимн своей воинской части. «Потребность в творчестве постоянная, в том числе и про армию писать, поскольку ты начинаешь в этом участвовать и сочувствовать — этакий стокгольмский синдром. А творилось, кстати, нормально: времени было до фига. В те времена не было интернета, поэтому было проще на него не отвлекаться».
Словом, дембеля-музыканты оценивают конкурс МО положительно, и желают всем военным удачи и скорого дембеля, а также верных дождавшихся подруг.