Певица Монеточка (настоящее имя — Елизавета Гырдымова) встретилась с журналистами через пять дней после релиза «Раскраски для взрослых» и за два дня до московского концерта-солд-аута, который состоится в день ее двадцатилетия — День защиты детей, 1 июня.
Монеточка рассказывала о новом альбоме «Раскраски для взрослых», записанном уже не в одиночку под самоиграйку, а при деятельном участии Виктора БЦХ Исаева, талантливого продюсера, силами которого новый релиз полюбился, наверное, всем авторитетным музыкальным критикам, окрестившим его лучшим альбомом года.
Несмотря на то что певица Монеточка, уроженка Екатеринбурга, записала самый крутой русскоязычный альбом последнего времени, в зале не наблюдалось ажиотажа. Возможно, к лучшему: было заметно, что Лиза стесняется и волнуется: всю пресс-конференцию она выписывала под столом кренделя ногами. Наверное, ее смущал антураж — встреча с прессой проходила почему-то в магазине наушников и hi-fi-техники, с обложек пластинок, развешанных на стенах, на 19-летнюю певицу косились Боб Дилан, Майкл Джексон, Афекс Твин и даже Юра Хой. После конференции была анонсирована автограф-сессия и встреча с поклонниками.
Коллега из конторы под названием Hydrashop (или как-то так) со всей ответственностью подготовился к пресс-конференции. Он запасся вопросами, и, воспользовавшись низкой активностью коллег, задавал их, словно это было его персональное интервью. «Ваш новый альбом многие воспринимают как манифест поколения, что Вы думаете об этом?» — «Было бы странно, если бы я воспринимала его точно так же, для меня новая работа — это манифест меня» — «Ваш новый альбом многие называют великолепным образцом поп-музыки, Вас не смущает такое определение?» — «Не нахожу ничего зашкварного в слове «поп-музыка». Я вижу, как в Instagram девочки поют уже новые песни — например, «Нет монет», именно такого я и добивалась».
Вообще, по словам Лизы, весь альбом в каком-то смысле посвящен ее взрослению и проблемам, которые она испытывает на этом пути. Он рассказала, что Слава КПСС действительно советовал ей бросить вуз и уехать, недоучившись, домой в Екатеринбург — или в Петербург, о чем, согласно стереотипу, мечтает каждая юная дева. Этому посвящена песня «Пост-пост», но в действительности Монеточка, несмотря на совет близкого человека, продолжила обживать район ВДНХ и учиться во ВГИКе.
В свое время Лиза покорила сердца московских музыкальных обозревателей своим форматом: под синтезатор 15-летняя сильфида-наяда тоненьким голоском поет трогательные песни «Мамочка, я не зигую» или «Эта долька для ежа, смерть легавым от ножа!». На этом контрасте и складывался миф Монеточки периода «Психоделического клауд-рэпа», ее дебютной пластинки 2016 года. Эта разность потенциалов создавала напряжение, сравнимое с колотуном от уголовно-филологических упражнений «Кровостока». На новой пластинке это андеграундное осталось, но лишь отчасти — уже по форме это не минималистский антифолк, а танцевальный поп «Раньше меня слушали взрослые дядьки, как тридцатилетние смотрят пони, и меня воспринимали, как такую пони», — вспоминает она. Под пони она имеет в виду героев мультсериала для дошкольниц «Дружба — это магия», породившая у великовозрастных бездельников целую субкультуру «брони» (от «бро» и «пони»). Брони — зашквар, их не пускают в приличное общество и отсаживают есть за отдельный стол. Монеточка чем-то напоминает самую крутую пони в мультфильме, Флаттершай.
Но поняшей Лиза быть уже не хочет — девочка созрела и читает в метро Набокова, чьим художественным методом и филигранным слогом, по собственному признанию, восхищается. Она призналась, что отсылок к текстам великого русского писателя в альбоме сделала немало. Будем честны, в строчках «Если б мне платили каждый раз, Каждый раз, когда я думаю о тебе, Я бы бомжевала возле трасс, Я бы стала самой бедной из людей» набоковской изящной строгости немного. Спорное сравнение. Но безусловно и то, что нынешняя Монеточка хочет делать все всерьез, и, наверное, ей это удается.
«Шторм» поинтересовался у Монеточки, как она сочетает в себе склонность к набоковскому перфекционизму и любовь к всепоглощающему вдохновению-инсайту. «В свое время Боб Дилан и Леонард Коэн рассуждали о стихосложении, придя к выводу, что первый пишет свои песни за три-пять минут, а второй — годами, и их лирика одинаково высокой художественной ценности — какая парадигма ближе вам?» — «Я предпочитаю писать сразу, а потом несколько недель доводить материал до такого уровня, который меня бы удовлетворил». Монеточка хотела бы видеть себя Канье Уэстом, без стеснения реализующим самые непредсказуемые идеи, которые приходят ей в голову.
Несмотря на неиллюзорное взросление, на выступлении за пару дней до конференции в шоу у Ивана Урганта ее руки и голос дрожали. «Я думала, что все запорола, и это было мое худшее выступление, но после записи меня очень здорово поддержали».
Коллега из «Гидры» меж тем бросал в Монеточку вопросы, как турист — монеточки в фонтан. Настроение начинало портиться. Корреспондент «Шторма» решил не отставать. «Переезд в Москву, Instagram, телевидение, поп-музыка — не за горами ли Ваша поездка на «Евровидение»?» Монеточка решила, что «Шторм» шутит: «Нет, я пока не так хорошо пою, чтобы выступать на конкурсе». Что же до блеска Instagram и манящих огней YouTube, то это занимает лишь небольшую часть ее жизни.
Мы в «Шторме» всегда задаем всем героям один вопрос: «Как Вы за собой ухаживаете?». Монеточка с видимым облегчением призналась, что моет голову и стрижет ногти на руках и ногах. Этим и ограничивается.
Когда мероприятие закончилось, «Шторм» поинтересовался у Монеточки, удалось ли ей привыкнуть к Москве.
—Нет, мне по-прежнему очень страшно, и непонятно, что вокруг происходит, — ответила она. Я не знаю, как справиться с этим чувством одиночества после переезда. Прежде, когда я приходила домой, мне все были рады, и дома ждали родители, а теперь мне приходится принять, что этого нет. Здесь все не такое, к чему я привыкла, в особенности — вечеринки и, конечно, московские женщины, которым я посвятила песню «Кумушки». Это моя любимая песня на альбоме, хотя поклонникам она почему-то не нравится.
— Каково Вам в статусе автора самого крутого русскоязычного альбома года?
— Год еще не закончился. Если честно, от этого меня тоже колотит.
Во время встречи с журналистами к магазину наушников легкими стайками слетались девчонки и мальчишки лет 15-20. Из-за стеклянной стены они напряженно вслушивались в вопросы и ответы. К завершению пресс-конференции за автографами выстроилась очередь подростков человек в 300. Эта республика ШКИД заняла весь первый этаж и часть лестницы на второй. Изумленные тетки из салона красоты, расположенного в том же подъезде, фотографировали хвост процессии через стеклянную дверь, отдельные дамы даже нерешительно вышли заснять столпотворение поближе. Некоторые представители молодежи прямо на кафеле торгового центра играли в карты — метнуть талию они решили, чтобы скрасить ожидание. Впрочем, основная масса стояла смирно, в основном коротая время в культурологических дискуссиях. «Вчера я гладила белье, и напевала «Каждый раз», — сказала одна из девушек очереди.
Беглый опрос пришедших за автографами тинейджеров подтвердил, что про «Смерть легавым от ножа» им неинтересно, а «Раскраски для взрослых» они слушают на репите.
Покидавшие пресс-конференцию журналисты могли воочию убедиться в том, что своим новым альбомом Монеточка попала в яблочко.