После того как нобелевскую премию вручили Бобу Дилану, номинации поп-исполнителей на престижные литературные награды не удивляют почти никого. Не стало сенсацией и попадание Мирона Федорова в лонг-лист премии Александра Пятигорского. Философ Анна Елашкина объявила его альбом «Горгород» чем-то вроде романа Марселя Пруста, в котором автор раскладывает себя на кусочки, и смотрит со стороны, и снова раскладывает, и снова смотрит, и при этом сохраняет жесткость позиционности, и при этом снова смотрит со стороны, и вот в таком переплетении раскладывания, позиционирования, наблюдения демонстрирует совершенно новое качество работы мысли.
К тому же мальчишки с окраин слушают оксфордца и проникаются духом западного канона.
Пока что гораздо больше насмешек вызвала номинация Льва Рубинштейна. Шутка ли, одного из основоположников московского концептуализма решили наградить за его Facebook.
К слову, в положении о премии сказано, что выдвинуть можно исключительно «роман, сборник повестей и/или рассказов, литературный сценарий, сборник критических эссе и перевод». Вроде бы ни блог, ни набор треков в формулировку не укладываются, однако в наблюдательном совете не видят в этом большой проблемы.
Член управляющего совета Фонда Пятигорского Олег Алексеев напомнил «Шторму», что в третьем сезоне до короткого списка добрался блог архитектора Александра Раппапорта, а победили расшифровки лекций (видимо, имелся в виду двухтомник Александра Филиппова «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы»). «Так или иначе, нужен письменный текст, премия литературная, но поисковая, а ищет она такой текст, который мы могли бы признать философичным», — пояснил Алексеев.
Так или иначе, любимая пластинка романтичных барышень, ревнующих Окси к неприятной девушке из автоответчика, теперь будет на равных соревноваться с работами Марии Степановой, Сергея Зенкина, Олега Аронсона, Михаила Рыклина и других этаблированных интеллектуалов современной России.
В жюри пока не сложилось единого мнения о поп-номинанте, однако саму интенцию одобряют все. «Я знаю, что есть такое культурное явление, и видела, что это появилось в списке. Меня сложно чем-то удивить. Но никакого мнения по поводу этого культурного явления у меня еще не сложилось», — призналась философ Елена Петровская. Заваленный кинематографической работой сценарист Юрий Арабов тоже пока не подступался к работам номинантов, однако эксперименты одобряет и считает, что они здорово разнообразят рутину. Правда, слушать альбом «Горгород» он не собирается — прочтет на бумаге, как любой нормальный человек. А вот профессор НИУ ВШЭ, специалист по философии Карла Шмитта и просто один из самых активных философов в русском Facebook Александр Филиппов собирается взяться за дело всерьез. «Нет, я пока не слушал. Планирую, как планирую прочитать и послушать вокруг этого как можно больше. Стать экспертом не смогу никогда, но хотя бы немного приблизиться к пониманию очень хочу», — сказал он «Шторму». Интересно, к слову, может ли рэп рассказать нам что-то новое о вражде.
Философ и публицист Кирилл Мартынов в свою очередь рассказал, что определение границ жанра с самого начала было дискуссионным вопросом и воспринималось как творческая задача. «Я наблюдал становление премии Пятигорского с самого начала, видел, как премия искала свой формат, участвовал в обсуждениях о том, где ее жанровые границы. В итоге жюри согласилось в том, что присуждать премию можно любому опубликованному тексту, будь это перевод или стихи, при условии, что жюри находит здесь философию. В этом, пожалуй, отличие от традиционных литературных премий: философы чувствуют себя свободными от канона и устанавливают его сами», — рассказал он.
По словам Мартынова, номинация Оксимирона — правильный шаг, «демонстрирующий, что философы иногда выходят из своей башни в город и слушают, что там цитируют и обсуждают люди».
Литературный критик Анна Наринская считает, что Facebook Рубинштейна, при всей значимости фигуры поэта, куда менее актуальный выбор, чем треки Оксимирона. К достоинствам последнего можно отнести хотя бы то, что в отличие от недоучек-вагантов, зажигавших в XVI веке, он получил неплохое образование.
«Просто у нас очень консервативная страна, и если что-то напечатано на мелованной бумаге с золотым обрезом — мы уважаем, а если кто-то просто читает — то не уважаем. Это взгляд абсолютно вне литературы. Литература и культура не смотрят, на какой бумажке напечатано, они смотрят, есть ли талант, новизна, изменение пейзажа культуры. Конечно, не весь рэп, но то, что происходит в самых важных местах рэпа нашу культуру, безусловно, меняет. Если номинаторы считают, что кому-то из людей, творящих в этом духе, стоило бы вручить премию, то я только за», — сказала «Шторму» Наринская.
Хотя если бы реперов пришлось номинировать ей самой, Наринская предложила бы Хаски с его выдающимся поэтическим произведением «Пуля-дура».
Зыбкость жанровых границ премии отсылает с одной стороны к фигуре Пятигорского, который был одиночкой и с трудом вписывался во внешние рамки, с другой стороны — к недоопределенности самого режима культурного производства в современной России, считает филолог Гасан Гусейнов.
«Страна в интеллектуальном отношении, эмоциональном, социальном и политическом отношении находится в упадке, который пытаются скрыть все эти многочисленные премии, конкурсы и так далее. Это большой философский вопрос, к какой рубрике нам отнести или под какое знамя поставить кого-то в нынешней ситуации. Делать вид, что мы имеем дело с нормальным культурным производством, никак нельзя», — сказал он.
Гусейнов подчеркнул, что философией в специфических обстоятельствах может стать что угодно. Так, подлинно философской была классическая работа Ильи Кабакова «Расписание выноса помойного ведра». Кто знает, может и с «Горгородом» произойдет нечто подобное.