Медиамагнат Михаил Гуцериев, сочинивший сотни текстов песен для звезд эстрады и шансона, решил покорить молодежную аудиторию и написать стихи для проекта Nanarevolution & Andrian. С одной стороны, почему бы нет, если человек хочет звучать даже на дискотеках, с другой – не слишком ли его много? А поэты-песенники и вовсе хватаются за голову: «Ну объясните ему хоть кто-нибудь, что так не пишут!» «Шторм» выяснил у артистов и литераторов, почему одни из них так любят веселого миллиардера, а другие слушают и плюются.
«Ушел один, ушел устав. Молчал и до утра спокойно я ждал звонка, терзая нрав. Готов любить нерукотворно» – это как раз Гуцериев. Песня «Счастье в долгу у несчастья». И сейчас будет тоже он: «Я не живу, я в мире слез. Я однобок, души шматок. Мои слова – сплошной курьез и разговор наискосок».
Расчувствовались? Заплакали? Вот она, сила искусства!
Продюсер Бари Алибасов сотрудничает с Михаилом Гуцериевым уже семь месяцев и называет его творчество шедевральным. Сначала его тексты использовала группа «На-На», а теперь – Nanarevolution. Кто еще не слышал, это тот же самый коллектив, но с дискотечным уклоном.
«Со стихами Михаила Гуцериева я столкнулся, когда мы только начали работать над клубной музыкой, и был поражен, – рассказал нам Алибасов. – В них было все, что нам надо: откровенные тексты, искренность, естественность, где-то даже бравада! Когда ребята записали «Зинаиду», Михаил Сафарбекович послушал и сказал: «Я никогда не думал, что мои стихи могут звучать так по-молодежному!»
И это, уверен шоумен, только начало. Сотрудничество будет продолжаться. Но вот что интересно: рассказывая о Гуцериеве, он не может вспомнить ни одной его строчки!
«Знаете, позвоните мне попозже, я скажу», – говорит он в ответ на просьбу процитировать любимое.
Ну, попозже – это неинтересно: можно ведь подсмотреть в интернете или попросить помощи у коллег. Впрочем, мы эти строки знаем наизусть! Такое разве забудешь?!
Ночью просыпаюсь, сердце замирает.
Сон любви неждан и неожидан.
Кто-то за спиною нежно обнимает.
Слышу сверху голос – «Зинаида!»
В репертуаре экс-фронтмена группы Hi-Fi, а теперь сольного исполнителя Мити Фомина пока есть только одна композиция на стихи Михаила Гуцериева — «Едва дыша».
«Назвать любимую строчку? Конечно, могу. «Глаза в глаза, через глаза целую твою душу», – улыбается Фомин. – Когда композитор Дмитрий Дубинский показал эту песню, словосочетание оставило меня в ступоре, и какое-то время я пытался осмыслить эту фразу. Постепенно воображение представило танец обладания друг другом, «танго втроем», любовный треугольник. Но сравнение мне понравилось, и я решил рискнуть. Лишь после того как я записал песню и стал исполнять на концертах, я понял, что эта фраза засела у людей в головах. Я увидел, что песня действительно работает, и она заняла прочное место в моем репертуаре. Особенно акустическая версия, которую мы также используем в театральной постановке «Семейка Фани».
«Глаза в глаза, через глаза целую твою душу» – это, конечно, очень сильно, но не единственная вершина творчества Гуцериева. Таких вершин десятки, если не сотни!
«Моя любимая строка – «Там день и ночь моя рука целует твою руку», — рассказал «Шторму» певец Денис Клявер. — Это из песни «Странный сон». Она очень сказочная и магнетическая!»
«А то, что критикуют, так людям свойственно, как правило, по большей части критиковать чужое, нежели делать что-то свое. Могу сказать про себя: мне нравятся эти стихи за их индивидуальность и искренность. Это именно стихи, а не тексты песен, — добавляет он. — Советую всем зайти в интернет и повнимательнее ознакомиться с творчеством Михаила Сафарбековича. В своих строчках он делится сакральными советами, как добиться успеха и при этом остаться человеком!»
Эту же строчку — «рука целует руку» — вспоминает и поэт Александр Вулых. Правда, в отличие от Дениса Клявера, он считает ее ужасной.
«Мне хотелось бы спросить Гуцериева: «А кого Вы читали из поэтов и на ком воспитывались, если пишете такие чудовищные вирши? О том, как рука целует чью-то руку? О мыслях, которые прячутся в трусах?! Это даже не графомания, а записанный в столбик поток невнятного сознания!» – заявил он «Шторму».
По мнению Вулыха, Гуцериев – человек, который вдруг возомнил себя поэтом, а все остальные почему-то поддерживают этот миф и даже называют экстравагантного бизнесмена великим.
«Я все время жду, когда же найдется этот человек, который скажет: «А король-то голый!» Но, видимо, это будет еще нескоро. Многие побоятся портить отношения, потому что после этого их перестанут крутить по радио. Если вы позвоните модным композиторам или певцам вроде Киркорова или Баскова, они будут отвечать одно и то же: «Как же, как же, это такая глубина!»
«Но я знаю нескольких человек, которые в свое время отказались петь песни на стихи Гуцериева. Одно имя я вправе назвать – это Николай Носков, который сейчас очень болен. Вы же знаете его уровень! Он бы никогда не стал исполнять этот бред сивой кобылы! Кстати, как вам такая цитата: «Держу тебя за талию, за поручни любви. Глаза твои усталые, мне шепчут: «Позови». Это тоже Гуцериев. Талия у него – поручни любви! Подумать только!»
Поделилась своим мнением и поэтесса Лариса Рубальская, песни на стихи которой в свое время пели Анне Вески, Игорь Тальков, Николай Караченцов и Сергей Мазаев.
«Начну с хорошего, – говорит она. – У Михаила Гуцериева много всяких идей, и мне это нравится. У него есть такой кураж писать, писать, писать! Но то, что он делает, сродни графоманству, и я не понимаю тех, кто его хвалит. Когда артисты говорят, что он пишет гениальные стихи, это безобразие! Это нечестно и неискренне!»
«Вспомнить какие-нибудь строчки? Ой, нет, не смогу, — смеясь, добавляет Рубальская. — Мне есть что почитать и послушать».
Лидер ордена куртуазных маньеристов Вадим Степанцов Гуцериева тоже не любит, однако с иронией отмечает, что был бы не прочь посотрудничать с каким-нибудь олигархом.
«Я могу назвать его поэтом примерно с той же уверенностью, что Шаганова и таких же текстописцев, которые мнят себя песенниками, но, по гамбургскому счету, таковыми не являются, – рассказал он. – Но поскольку для песенного жанра талантов уровня Пушкина, Бродского и Мориц не надо, он успешно пользуется своим положением. А артисты – что! У них участь такая – лизать задницы меценатам-олигархам. На этом зиждется их благополучие и карьерное продвижение».
По словам Степанцова, он бы и сам воспользовался ситуацией, обратись к нему какой-нибудь влиятельный человек.
«Хорошие поэты прекрасно понимают, что сегодня востребованы вата, шлак и шняга, поэтому вынуждены наступать на горло собственной песне и заменять мысли и строки виньетками ложной сути, как выразилась, не буду говорить кто (поэтесса Лариса Рубальская. — Примеч. «Шторма»). Вот это пипл любит, это пипл всасывает! Да я бы и сам поработал с каким-нибудь мелодимейкером-олигархом — ведь музло, которое у нас ошибочно называется музыкой, это всего лишь три аккорда с правильно расставленными паузами. Он бы щипал струны, а я бы помогал во всем остальном. Вот вы про меня напишете, может, такой и появится!» — смеется Степанцов.
А писатель и поэт Дмитрий Быков иронии, похоже, не понимает.
«Поговорить? Ну, смотря о чем. О поэзии? Ну, смотря о чьей... – благосклонно начал мэтр, растягивая слова. А услышав фамилию Гуцериев, тут же перешел на крик: — Что вы занимаетесь всякой постыдной ерундой! Мы живем в серьезной стране с серьезной литературой. А вы про Михаила Гуцериева! Что за стыдная мерзкая ерунда!»
Михаил Гуцериев вот уже более 15 лет находится в списке 200 богатейших бизнесменов России, однако заниматься одной промышленностью ему, похоже, неинтересно: он взялся еще и за медийный рынок! Магнат не только скупил несколько радиостанций, но и стал песенником, а в 2013 году даже получил специальный приз имени Роберта Рождественского в номинации «Лучший поэт года». Кстати, говорят, что у Гуцериева только за последние несколько лет накопилось более тысячи стихотворений, и это — не считая юношеских набросков. Так что готовьтесь: слушать и проникаться, видимо, будем еще не один десяток лет!