Российские барды вот уже второй день не могут прийти в себя от того, что их внезапно обласкали. В преддверии юбилея Высоцкого президент Путин лично приехал в Дом-музей на Таганке и предложил сыну артиста организовать… молодежный фестиваль авторской песни. Никита Высоцкий, конечно, за: кто же откажется от государственного гранта? А вот другие насторожились: «изгиб гитары желтой» и ура-патриотизм — вещи несовместимые. Или — совместимые, и какие-то варианты все-таки возможны?
О том, как тяжело живет бардовское движение, лучше всех может рассказать Олег Митяев. Вот уже много лет он устраивает знаменитый Грушинский фестиваль. Несмотря на то что послушать артистов приезжают около ста тысяч человек, про форум почти нигде не пишут и не говорят, а поддерживают лишь власти Самарской области да спонсоры, которых артист вынужден искать сам.
«Фестиваль в долгах как в шелках! — говорит он. — А министр культуры Мединский в частном разговоре сказал: «Как мне надоела ваша вонючая авторская песня!» Это было год назад, когда я обратился к нему, чтобы он нам помог».
Услышав это, Митяев был в таком шоке, что не смог подобрать нужных слов.
«Уже потом я подумал, что надо было бы сказать ему и про Булата Окуджаву, и про Юрия Визбора, и про Веронику Долину. А сейчас, как мне кажется, уже бесполезно что-то говорить, — грустно размышляет певец. — После того случая за меня пытался заступиться Иосиф Кобзон, но по забывчивости переиначил слова. «Как вы могли сказать народному артисту, что авторская песня — это блевотина?» — спросил он на заседании экспертного совета Минкульта. Мединский ответил, что таких слов даже не знает, и все вокруг это подтвердят».
Несмотря на печальный опыт, Митяев все же надеется, что власти наконец-то обратят внимание на исполнителей, для которых поэтическое слово — одно из важнейших в общении со слушателями. Ну нельзя же все время слушать только Баскова и Киркорова!
«Авторы не могут петь в лесах о высоком, — уверен он. — Поэтому, если мы думаем о будущем, государственная поддержка обязательно нужна. В противном случае, куда мы придем, неизвестно. Вернее… известно: к обыдлению нации. Ну а я прямо сейчас позвоню Никите и предложу ему использовать ресурсы Грушинского фестиваля».
Совсем не против внимания со стороны властей и бард Виктор Третьяков. Правда, его в этом вопросе больше беспокоит не судьба движения в целом, а отдельно взятые люди, которые выбрали путь артиста и следуют ему вопреки обстоятельствам.
«Я не знаю, насколько авторской песне нужна власть и насколько власти нужна авторская песня (эти истории всегда были параллельны!), но если эта поддержка поможет людям, почему бы и нет. У многих семьи, дети. Им очень тяжело, но они не в силах ничего изменить!» — рассказал он «Шторму».
Еще один вопрос — как заинтересовать КСП современную молодежь? А не надо заинтересовывать, считает бард. Если ей будет нужно, она придет сама.
«Всегда найдется 20% слушателей, которым нравятся песни со смыслом, и среди них обязательно будет молодежь. Я уже заметил: как бы стремительно ни менялись поколения, это соотношение остается тем же», — говорит он.
Митяев и Третьяков — мэтры авторской музыки. А что думают о вторжении власти те, кто если не в начале своего творческого пути, то хотя бы где-то посередине?
Сергей Светлов как раз из тех, кому действительно тяжело. Говорит, что судьба автора-исполнителя — это брошенная семья, безденежье и отсутствие стабильности. Пошлешь песню на радио — там скажут «неформат». Хорошо, если есть друзья, которые могут помочь, порекомендовать. Выступишь в одном месте, в другом. Вроде бы закрутилось.
«Я вчера смотрю кино и думаю: дай-ка переключу, — рассказал Сергей «Шторму». — Переключил, а там этот сюжет. Путин сидит в зале и говорит, что у него в планах поддержать авторскую песню. Я чуть не подпрыгнул от удивления! С чего бы это? Но, если честно, я рад. Если уж сам Владимир Владимирович посмотрел в нашу сторону и дал нам такой карт-бланш! Главное, чтобы поддерживали всех — не только начинающих».
32-летний лидер группы «Ромарио» Роман Луговых когда-то очень любил русский рок: записывал альбомы с Сергеем Чиграковым и Евгением Маргулисом и сочинял песни для Валерия Сюткина. Теперь артист называет себя бардом и ничуть не сожалеет о своем выборе.
«Я считаю, что авторской песне нужна любая поддержка, в том числе государственная! — говорит он. — Но она должна быть искренней: чтобы ничего не требовали взамен. А то вдруг сначала все будет нормально, а потом начнут предъявлять претензии. Почему бард такой-то поднимает такую-то тему?»
«Должен сказать, что в последние несколько лет авторская песня переживает настоящий ренессанс. То, что я испытываю на бардовских фестивалях, несравнимо ни с какими другими, — добавляет он. — У этого движения появилось новое дыхание!»
К слову, об «одолжениях», о которых упоминает Луговых. Как считает теоретик авторской песни Александр Мирзаян, в этом нет ничего страшного. Вернее, так: петь то, что заказывают, и делать это за деньги — личный выбор того или иного исполнителя.
«Если такая ситуация возникнет, значит кто-то будет петь, а кто-то не будет. Как говорят, свято место пусто не бывает. Но надо понимать, что песне надо уделять внимание, а не отдавать ее на откуп деньгам. Когда поют деньги, остывает все: и сердце, и разум», — уверен он.
«Но эту тему еще рано поднимать, — добавляет Мирзаян. — Во-первых, не говори гоп, пока не перепрыгнешь. А во-вторых, речь ведь идет не о самих бардах, а о жанре, о песне как таковой. Так что, если государство действительно хочет поддержать авторскую песню, — это великое дело. Помните, как говорил Вико? «Певец приходит к племенам и делает из них нацию». Песня и есть основа государственности».
А вот Павла Пиковского заявление Путина рассмешило. Он считает, что во всей этой истории есть только один плюс: про ребят-бардов будут писать в прессе и показывать их по телевизору. На этом все.
«Я считаю, что авторской песне не нужна никакая государственная поддержка, — рассказал он «Шторму». — Ну появится еще один фестиваль, где будут распиливать деньги, а смысл? Так что пусть Путин занимается чем хочет, а тут людей хватает. Хорошо, если я ошибаюсь, но мне кажется, что в лучшем случае мы получим лишь «Песню года» в бардовском варианте. Ну правда, как-то забавно звучит, что президент будет заниматься фестивалем авторской песни! Может, он еще выйдет и что-нибудь споет?»
Предложение Владимира Путина устроить молодежный фестиваль вызвало немалый резонанс. Одним из первых на него отреагировал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, который предложил проводить концерты на Черноморском побережье и в предгорьях Кавказа.
Не остался в стороне и глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов. Он уверен: конкурс нужно проводить у них.
«Наши горы всегда вдохновляли путешественников, поэтов, и сам Владимир Высоцкий в свое время был покорен красотой и величием наших исполинов», — написал он на своей странице в Instagram.
Но какими бы заманчивыми не были предложения, большинство бардов и их поклонников точно знают, что лучше Грушинского фестиваля не было и нет. Так что Олегу Митяеву действительно стоит скорее договориться с Высоцким-младшим.