Когда говорят об артисте Александре Абдулове, обязательно добавляют, что он никогда не был одинок. Обаятельный и искренний, он увлекал за собой как комета, и был всегда окружен друзьями. Сегодня большинство из них придет на кладбище, чтобы принести ему цветы и сказать, как же им его не хватает. 29 мая Александру Гаврииловичу могло бы исполниться 70 лет, 15 из которых он уже не с нами.
«Чего мне больше всего хочется? Хочется жить. Хочется, чтобы ребенок рос. Чтобы мама жива была. Чтобы рядом была любимая женщина. Чтобы мои друзья были рядом. Вот этого хочется, понимаете? А все остальное — суета».
Это — отрывок из последнего интервью Александра Абдулова, в котором он перечисляет самых дорогих ему людей и еще надеется, что выздоровеет.
С тех пор прошло бог знает сколько времени, артиста уже давно нет на свете. Но кто бы о нем ни вспоминал, всегда делает это только в превосходной степени!
Как рассказывает народный артист РСФСР Александр Збруев, сегодня, 29 мая, он обязательно найдет время, чтобы заехать к своему другу и постоять на его могиле.
«А я не то чтобы его вспоминаю — мне и не нужно его вспоминать, — говорит актер в беседе с Daily Storm. — Я все время его вижу. Он всегда передо мной. Всегда! И мне всегда его очень не хватает, когда хотелось бы пообщаться, поговорить, увидеть. Поэтому я с ним не прощаюсь».
«Он был неподражаемый! — добавляет Александр Викторович. — Неподражаемый в своей дружбе. Неподражаемый и на сцене, и в кинематографе. Он — часть нашей культуры и мог бы сделать еще очень-очень-очень многое. Он мог быть дворником. Мог принцем. Мог быть ученым. Ему была подвластна абсолютно любая роль!»
Но что особенно бросалось в глаза, отмечает актер, так это его безудержное желание работать.
«Он никогда не сидел на месте, — рассказывает мэтр. — А если у него выдавались какие-то минуты, никогда не оставался один. Его всегда окружали друзья. Его очень любили! За его щедрость. За его доброту. За юмор. У него были самые замечательные качества, которые только присущи человеку.
Поэтому все хорошие слова, которые есть в русском языке. Именно про таких людей говорят, что они настоящие!»
Не забыл про сегодняшнюю дату и еще один друг Александра Гаврииловича, народный артист РСФСР Сергей Никоненко.
«Ну конечно, помню, — восклицает он. — 29 мая — 70 лет Саше Абдулову! И могу сказать, что это был большой человек и большой актер. Человек большой души и большой щедрости!»
Однако, уточняет Сергей Петрович, проблема в том, что он сейчас не в Москве и не может быть вместе со всеми.
«Поэтому друзья отметят этот день там, — поясняет он. — А я буду здесь, в Уфе, вместе с коллегами по спектаклю «Аккомпаниатор».
«Приду ли я в этот день к нему на кладбище? — переспрашивает у Daily Storm актер и ведущий Леонид Ярмольник. — А мы делаем это уже 15-й год. Поэтому обязательно приедем и посидим».
«Ну а тем, кто Сашу уже не застал, — отмечает Леонид Исаакович, — пожелаем только одного. Чтобы понять, о ком мы грустим, надо смотреть фильмы, и в первую очередь — работы Марка Захарова. Это лучшие картины с Сашей! И со временем понимаешь, что это уже классика».
«Убить дракона», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо», «Формула любви», — перечисляет Ярмольник.
«Чтобы влюбиться в Сашу, их надо обязательно посмотреть! — советует артист. — Он был уникальным и неповторимым, и так оно и остается».
Александр Абдулов родился в 1953 году в Тобольске, а вырос в Фергане. Учился не очень, вспоминали его земляки, зато фанател от Beatles и серьезно занимался спортом.
Но его настоящим призванием все же оказался не спорт. В начале 1970-х артист снялся в короткометражном фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», а в 1978-м получил роль Медведя в «Обыкновенном чуде». Тогда же, в 70-х, началась и его сценическая карьера в «Ленкоме», которому он отдал более 30 лет своей жизни.
Там же, в «Ленкоме», артист взял шефство над 85-летней Татьяной Пельтцер. Артистку планировалось отправить на покой, потому что она постоянно забывала реплики. Но Абдулов сказал: «Не надо, я буду сам подсказывать ей слова».
Пельтцер называла его сыночком, вспоминали очевидцы, и была привязана к нему до последних дней.