Неделю назад состоялась громкая премьера картины Данилы Козловского «Чернобыль». Фильм приурочен к годовщине со дня трагедии и рассказывает о судьбах местных жителей и героев-ликвидаторов, которые оказались в самом эпицентре бедствия. Обычные пожарные, врачи, солдаты, участники эвакуации... Сколько их было — людей, рисковавших своей жизнью, чтобы спасти других! «Эта лента — не только стремление вспомнить события того года, — говорит сыгравший роль одного из таких героев актер Павел Чернявский, — но и дань памяти тем, кто не выжил. Если хотите — попытка сказать, что их подвиг не забыт!»
— Сказать, что тема непростая и трагичная, — это значит не сказать ничего. Насколько тяжело было сниматься в такой картине?
— Это было и правда тяжеловато. Особенно когда мы работали над сценами эвакуации. Кругом паника, плач, крики... Кто-то потерял близких, кто-то ребенка, и в этой толпе никого не найти. Здесь же военные и пожарные. В общем, полная атмосфера катастрофы, которая только усиливается. Ведь, как просил Данила, все должно было быть по-максимуму и выглядеть реалистично. Выкладываясь на 200%, он ждал того же и от всех остальных.
— А где все это проходило?
— Это снималось где-то за Зеленоградом, потому что хотелось ощущения 80-х. Стандартный такой, почти советский поселок. Даже автобусы — и те были из тех времен. Если не ошибаюсь, ЛиАЗы и УАЗы с такими же номерами, как в моем детстве. Это когда сначала идут четыре цифры, а потом буквы. И хотя я помню себя лишь с трех-четырех лет, именно такие ездили по моему родному Омску.
— Когда произошла эта трагедия, вас, наверное, вообще не было на свете...
— Ну почему? Через месяц мне исполнится 35, поэтому я практически ее ровесник. И я очень много чего читал и слышал — среди моих друзей и знакомых много выпускников исторических вузов. Более того, мне даже доводилось общаться с людьми, которые были там лично и видели все происходящее своими глазами. Поэтому, когда меня совершенно внезапно позвали на эти съемки, сказав «приходи, ты нам подходишь», я хорошо представлял, о чем будет идти речь, и мне это очень помогало.
Мой герой вымышленный. Это обычный участник эвакуации, чье имя не названо, но именно на таких парнях, наверное, тогда все и держалось.
— А еще на пожарных, на врачах...
— На солдатах! Был у нас такой герой: мужик с усами. Кстати, нас очень классно гримировали. Все было настолько достоверно, что казалось, будто мы и правда вернулись во времена СССР.
— Со слов других актеров, работая над картиной, Данила был довольно жестким. Не сюсюкал. Или это только казалось?
— Если честно, мы с ним не особо пересекались, потому что он выступал не только в роли режиссера, но еще и снимался сам (Козловский исполнил главную роль пожарного Алексея Карпушина. — Примеч. Daily Storm). Но мне запомнилось, как он подсказывал нам какие-то моменты, если у артиста чего-то не получалось. Ну знаете, как бывает: не так повернулся или взял неверную интонацию, хотя задача актера максимально правдиво передать тот материал, который ему дают. А сюсюкаться не надо, это правильно. Нужно общаться и работать, ведь мы тут не на сюсюканье приехали.
— Перед тем как вам позвонить, я почитала отзывы критиков. И вот очень многие говорят, что кино получилось красивым, но пафосным. Слишком много диалогов! А некоторые даже пишут, что чересчур «голливудским»...
— Так ли это, я смогу сказать только после того, как сам увижу эту картину, потому что из-за плотного графика не то что сходить в кинотеатр — нет времени даже выспаться! Позавчера Ярославль, сегодня Москва, ночью уезжаю в Курск. Мама пишет: «Как дела?» — А я ей коротко: «Да все нормально», — и снова работать. А может, это актерская привычка не смотреть работы со своим участием, потому что обязательно начнешь переживать, что можно было бы сыграть лучше. Но на подобные реплики могу ответить так: тема настолько глобальная, что в одной картине всего не покажешь, это должен быть долгий сериал!
— Тогда так: а почему ее стоит посмотреть? И стоит ли?
— Стоит. И прежде всего потому, что она рассказывает о том, что действительно было. Для тех, кто застал те времена, это будет еще один повод повспоминать. Для ровесников трагедии и тех, кто родился позже, — узнать, что тогда происходило. Ну и просто... это классное кино, которое надо увидеть, чтобы получить новые эмоции и впечатления!